МУЗЫКА АВАНГАРДА ЗАЗВУЧИТ В ЗАРЯДЬЕ

14 апреля в московском концертном зале Зарядье будет показан главный шедевр мирового киноискусства — лента режиссера Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» с оригинальной музыкой в исполнении ансамбля Персимфанс.

Персимфанс – известный как «первый в мире оркестр без дирижера» — это воссозданный в 2008-м году пианистом и композитором Петром Айду Первый симфонический ансамбль имени Моссовета, легендарный conductor-free оркестр ранних советских лет. Рожденный спустя пять лет после Октябрьской революции 1917 года, Персимфанс руководствовался передовыми идеями равенства и братства. Оркестр играл принципиально без дирижера и вошел в историю как один из наиболее авангардных коллективов в истории. Австрийский композитор Эдмунд Майзель — автор единственной авторизованной режиссером партитуры к «Потемкину». Европейский прокат картины в 20-е годы ХХ века сопровождался именно музыкой Майзеля.
Сама кинолента и идеи авангарда имеют как своих почитателей, так и музыкальных последователей. В 1970-х немой «Броненосец» заново озвучили отрывками из симфонических произведений Шостаковича, по-новому смонтировали фильм, который стал длиннее почти в полтора раза. Причина проста — иностранное имя композитора не должно было фигурировать в самом образцовом классическом советском кино, а Шостакович к тому времени стал бесспорным классиком советского искусства. Оригинальная партитура Майзеля была потеряна, частично сохранились лишь оркестровые партии.
14 апреля ансамбль Персимфанс реконструирует премьерный показ фильма: в авторскую оригинальную партитуру Майзеля, инструментованную для небольшого кино-оркестра, будут добавлены аппараты для шумового оформления театра и кино, использовавшиеся в те годы. «Потёмкин» спустя 90 лет обретает соразмерное его поэтике звучание, утвержденное создателем ленты. Показ киноленты предварит «киножурнал» из нескольких коротких фильмов братьев Люмьер (1890-е годы), которые считаются первыми в мире образцами коммерческого кино. Так что погружение в ушедшие эпохи будет полным.


Аккомпанировать немым картинам будет механический тапер — оригинальная пианола 1911 года. Перфоленты для нее специально создали Петр Айду и Александр Зенин. Ансамбль выступит 2 раза — в полдень (в 12.00) и вечером (в 19.00).
В полдень на Малой сцене солисты Персимфанса представят программу из классических произведений музыкального модернизма и авангарда 1920-х. Сочинения Нововенской школы сопоставлены в ней с произведениями российских авторов. Прокофьев и Берг, Рославец и Веберн — параллели между ними, изобретения, заблуждения и озарения гениев нового времени в музыке комментируют сами исполнители: Петр Айду, Григорий Кротенко, Марина Катаржнова, Ольга Демина etc.

Нина ДОНСКИХ.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x