ХОЧУ ЛЬВА!

Отложенный очный этап ежегодной книжной выставки NONFICTIO№22 проходит в эти дни в Гостином дворе на Ильинке. По информации организаторов, выставка  собрала более трехсот издательств и книготорговых компаний. Свои издания представили 29 стран-­участниц: Австрия, Беларусь, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Иран, Испания, Италия, Казахстан, Китай, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Польша, Россия, США, Тайвань, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония и Япония.

Кроме самой выставки, это еще международный форум, где заключаются контракты и устанавливаются прямые контакты между авторами, издателями, книготорговцами, литературными критиками, агентами и переводчиками.

Параллельно, как обычно на всех книжных выставках, идет масштабная программа мероприятий, освещающая главные события книжной индустрии в рамках семинаров и круглых столов с участием известных писателей, знакомящая с литературными новинками, презентующая уникальные авторские книги.

Повторяю, это — информация организаторов. Визуальное впечатление – отдельных стендов относительно немного. Это общий тренд, пик участия и посещаемости книжных выставок в Москве прошел три-четыре года назад. На мой взгляд, к лучшему. Можно по крайней мере, подойти к книгам. Как правило, на стенде присутствует представитель издательства, который сам читал, переводил или редактировал, и соответственно, может рассказать о книгах.

Публика на книжных выставках специфическая, говорливая и всезнающая. Послушаешь и изумишься: зачем этим людям еще чего-то читать? Они и так все знают лучше автора.

Значительный объем представленной на NONFICTIO№22 литературы — детская, рассчитанная на детей разных возрастов, жанров и способов доступа к читательскому сознанию. Например, книжка «Хочу льва!» крупного формата с текстом для трехлетнего ребенка может служить учебником рисования акварелью для любого возраста. То есть фактически — это образец арт-терапии. Авторы — Аннемари ван дер Эем и Марк Янсен.

Традиционно присутствует отдельный закуток комиксов. Надо сказать, что русский комикс отличается от западного, и в последние годы он активно развивается. Читательский мир постепенно уходит от навязанного представления, что комикс, как и мем, обязательно нечто шокирующее и унижающе-недоброе.

Россия не избежала такого международного тренда в литературе, как снижение роли чисто художественной продукции. Считается, что книга должна нести чисто конкретную полезность и желательно побыстрее, без лишних затрат драгоценного читательского внимания. Соответственно после знакомства с книгой ее потребитель обязан стать умнее и успешнее в глазах окружающих, хоть что-то выигрывать по сравнению с не приобщившимися к книге профанами.

Парадокс: люди в массе становятся умнее, а книгоиздательство в своей массе направляется в обратную сторону, к аудитории со сниженным IQ и простыми запросами, без потребности в книге с текстом. Какая-то, на мой взгляд, гипотетическая аудитория…

Много на выставке книг о разведке, истории, о путешествиях. Попадаются романы-катастрофы.

Никак не отпускает тема ГУЛАГа. Что можно написать нового об этом? Оказалось, можно. Только вот писателя Александра Куприянова и его книги — в частности, роман «Истопник» — в Гостиный двор не пускают. И трудно представить, что его последний роман о современной Москве может быть издан. А жаль, там много интересного.

Вообще новых книг относительно немного и большинство среди них составляют очередные романы раскрученных писателей, попавших в рабство одного из издательств и обязанных постоянно писать хоть что-то независимо от того, куда подевалась эта чертова Муза со своим вдохновением.

Доходит до того, что обласканная читательским вниманием писательница одевает словами поток сознания о том, как сотрудница издательства всеми доступными проявлениями лести вымогает из некой обласканной читательским вниманием писательницы новое произведение. Задача издательства – перехватить очередной шедевр под носом конкурентов. Задача писательницы другая, заморочить голову и отмотаться от притязаний. То есть сохранить имидж, скрывая страшную тайну – нового-то ничего нет. История кончается ничем, без всякой логики перетекая в следующую такую же историю.

Найти новую интересную книгу неизвестного прежде автора на выставке без наводки очень трудно. В книжном магазине и тем более в библиотеке — практически невозможно. Книжные выставки становятся последним источником.

На фоне ряда универсальных тенденций каждое издательство сохраняет индивидуальность и у каждого есть свой читатель. Прочные позиции сохраняет «Художественная литература» — прежде всего, с классикой.

Непременная часть выставки – научно-популярная литература с превалированием всяческих описаний работы мозга и генетики, в подавляющем объеме переводных. Я не избежал соблазна и приобрел книгу «Генетика счастья». Автор Карлос Лопес-Отин — испанец и сам ученый. Мой выбор шел от противного: источник не из США/Британии и автор не просто некто, решивший поведать миру нечто.

На NONFICTIO№22 я открыл для себя еще одного из постоянных участников этой выставки в лице небольшого, но чрезвычайно плодовитого издательства «Товарищество научных изданий КМК», существующего с 1992 года.

Слышу разговор: «Генетика по Ламарку, а не мешок с бобами», и понимаю – попал.

КМК специализируется в основном на биологии – конспекты, учебники, каталоги, атласы, определители, популярная литература, труды классиков и описание их вклада в науке. Однако издательство не чурается ничего, что может быть интересно. За редким исключением, авторы отечественные. В целом КМК унаследовало естественнонаучное направление издательства «Наука».

Учитывая рост интереса к тематике мозга и жизни общества, я без надежды на успех своей миссии усиленно рекомендую не тратить времени на околонаучную попсу, а переключиться на нейрогуморальную регуляцию и представление эволюции общества через универсальные модели эволюционной генетики. К сожалению, универсальные не значит общепринятые. В изложении, например, Вячеслава Дубынина и Юрия Чайковского.

Я же, кроме прочего, приобрел «Виды и формы хвойных, культивируемые в России» Дмитрия Матюхина, «Иваны Васильевичи, государи Арктики» Юрия Чайковского, «Чужеродная флора Московской области» группы авторов.

С твердым намерением больше ничего не брать, не смог пройти мимо детской книжки «Вовка, который оседлал бомбу» Юрия Никитинского.

Нельзя меня пускать на книжные выставки, слишком разорительно…

Лев МОСКОВКИН.