Требования к предметным олимпиадам могут ужесточить

ШКОЛЬНИКИ БУДУТ УЧАСТВОВАТЬ В ОЛИМПИАДАХ ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ

В этом году приемная компания в вузы была связана с несколькими очень значимыми проблемами. Во-первых, многие топовые институты не набрали нужного количества первокурсников и им пришлось объявлять дополнительный набор. Причем речь идет не только о коммерческих отделениях, но и бюджетных. С чем это связано, сказать пока сложно. Причиной может быть отмена традиционной второй волны зачисления, в результате чего абитуриенты, боясь не пройти в выбранный вуз, забирали из него документы и подавали их туда, где конкурс был заведомо ниже. Еще одна проблема – большое количество победителей предметных олимпиад, которых в некоторых вузах оказалось больше, чем бюджетных мест.

В связи с этим министр образования и науки РФ Валерий Фальков заявил, что необходимо пересмотреть и ужесточить требования к проведению предметных олимпиад, дающих право на поступление в вуз без экзаменов. По его мнению, проблему вузов, где количество студентов-стобалльников и победителей олимпиад больше, чем количество бюджетных мест, можно решить комплексно.

— Можно предусмотреть три меры: увеличение количества топовых вузов, в которые будут стремиться абитуриенты, более жесткие требования к олимпиадам и, я думаю, что одновременно с нашими коллегами из Минпросвещения и из Рособрнадзора мы, конечно, в том числе посмотрим внимательно на ЕГЭ. К нему нет серьезных претензий, но мы проанализируем в этом году, как по отдельным дисциплинам увеличивается год от года количество стобалльников, — отметил Валерий Фальков.

Однако в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки отметили, что анализ количества участников ЕГЭ, получивших 100 баллов на экзамене за три года, показал, что их число в 2021 году уменьшилось по сравнению с прошлым годом и увеличилось по сравнению с 2019-м. В целом цифры сопоставимы. Так, в 2021 году наивысший балл получили 7769 участников ЕГЭ, в 2020 году – 8286, в 2019 году – 6649.

Сложность заданий контрольных измерительных материалов ЕГЭ определяется требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Эти задания не являются заданиями конкурсного или олимпиадного уровня, где требуется определить победителя. Государственная итоговая аттестация оценивает уровень освоения обучающимися образовательной программы, а также призвана отобрать наиболее подготовленных выпускников для продолжения обучения в вузах.

Кроме того, в Рособрнадзоре отметили, что число стобалльников является показателем, который невозможно планировать при разработке заданий и составлении вариантов контрольных измерительных материалов, поскольку оно определяется сочетанием как объективных (уровень знаний), так и субъективных (например, психологический настрой, общее самочувствие) факторов.

Некоторым участникам ЕГЭ удалось получить высший балл сразу по трем или четырем предметам, но такие случаи уникальны. Так, в 2021 году четырехсотбалльницами стали две выпускницы из Москвы и одна из Ростова-на-Дону, в 2020 году – два выпускника из Костромской области и Москвы, в 2019 году – также два выпускника, из Свердловской и Тульской областей. Количество трехсотбалльников в 2019 году составило 30 человек, в 2020 году – 26 человек, в 2021 году – 34 человека.

Мона Платонова.