Режиссер Андрей Богатырёв: Мы делаем фильмы, которые сами хотели бы смотреть

В фильмографии многогранного режиссера Андрея Богатырёва фильмы разных жанров, в которых всегда виден индивидуальный почерк талантливого художника. Среди его работ: «Иуда», «Белые ночи», «Дикая лига», телесериалы «Чума» и «Вампиры средней полосы». Особое место в портфолио режиссера занимает авторский проект «Красный призрак»: военная картина, которая является посвящением Неизвестному Солдату, настоящий прорыв в современном российском кинематографе. «Красный призрак» высоко оценили критики и очень полюбили зрители, кинолента, проданная более чем в 100 стран мира, стала одним из самых рейтинговых фильмов прошлого года.

Сейчас профессиональная команда единомышленников во главе с Андреем Богатырёвым завершает работу над фильмом «Легенда о самбо», в котором рассказывается увлекательная история зарождения самбо в России.

Мы поговорили с режиссером о непростой, но все же счастливой судьбе «Красного призрака», о работе над «Легендой о самбо» и другими проектами, об отношении к критике и перспективах отечественного кинематографа.

— Вы работали над картиной «Красный призрак» семь лет, почему путь фильма к зрителю был таким долгим и тернистым?

— В начале мы довольно долго работали над сценарием, ездили к ветеранам, общались с ними: много их рассказов включили в сценарий. В 2018 году мы сняли картину, в этом нам помогло Министерство культуры Российской Федерации, за что выражаем им огромную благодарность. Но, к сожалению, со стороны прокатчиков, дистрибьюторов и каналов не было никакого интереса к нашему фильму. Около трех лет мы пытались заинтересовать дистрибьюторов, чтобы выпустить картину в прокат. А когда фильм стал популярным в интернете, получил огромное количество положительных отзывов, дистрибьюторы уже сами стали нами писать — справедливость восторжествовала, «Красный призрак» дошел до большого количества зрителей, чему мы очень рады.

— Ваш фильм не сразу разглядели продюсеры и прокатчики, но единогласно высоко оценили зрители, а это самое главное. Поделитесь успехами картины.

— «Красный призрак» стал одним из самых просматриваемых фильмов прошлого года, это для нас огромное достижение и большой успех. Фильм купили более ста стран мира, в Японии по нашей киноленте делают игрушки, во многих странах картина вышла в прокат, например в Японии, Корее, Китае. Нам пишут много писем со всего мира. На «Кинопоиске» и на Ivi фильм стал лидером рейтингов: входит в топ-3 месяца по количеству просмотров. «Красный призрак» получил довольно много призов и продолжает с успехом идти по экранам.

— 23 февраля «Красный призрак» показал Первый канал, это смело можно назвать триумфом для киноленты. Что чувствовали, когда после стольких испытаний телевидение все же заметило картину и поставило в сетку вещания в лучшее эфирное время в День защитника Отечества?

— Мы работали над картиной семь лет, прошли долгий путь прежде, чем ее заметили, и, конечно, когда наш фильм показали в такой праздник в прайм-тайм на Первом канале, это стало триумфом, который подтвердил то, что мы были правы, когда не шли на компромиссы, а снимали фильм так, как мы чувствуем. Мы сделали картину, которую сами хотели бы смотреть, которая отличается от многих российских фильмов о войне. Мы пытались взглянуть на жанр военного кино по-новому: современно, но при этом патриотично. На мой взгляд, нам это удалось.

— Ваш новый авторский  фильм — «Легенда о самбо» — кинолента, посвященная зарождению самбо в России. Расскажите об этом проекте. На какой стадии находится производство фильма? Есть ли уже примерная дата его выхода в прокат?

— «Легенда о самбо» —  фильм, посвященный тем людям, которые создали самбо в Советском Союзе: Василию Ощепкову, Виктору Спиридонову и Анатолию Харлампиеву. Самбо — передовой вид спорта, мы видим его успехи на международной арене. Наши спортсмены, используя приемы самбо, добиваются мировых успехов, в том числе знаменитые атлеты — Фёдор Емельянов, Хабиб Нурмагомедов. Многие задаются вопросом: «Что такое самбо? Когда оно появилось?» Наш фильм во многом является ответом на этот вопрос. И конечно, мы рассказываем о судьбах создателей самбо. Фильм символично называется «Легенда о самбо» — это не документальная кинолента, а картина, в которой художественным образом переплетены жизненные пути выдающихся людей. Главные вехи их биографий соблюдены, но много нюансов мы придумали. Для тех, кто хочет узнать реальную историю самбо, основанную исключительно на фактах, мы специально сделали двухсерийный документальный фильм, в котором я в качестве ведущего рассказываю историю создания самбо. Съемочный процесс фильма «Легенда о самбо» завершен, сейчас пишется музыка, делается окончательный монтаж, идет процесс озвучания. Надеюсь, что к концу года картину увидят зрители.

— «Легенда о самбо» – синтез документальных фактов истории и художественной фантазии. В работе над этими фильмом сталкиваетесь со сложностями, аналогичными «Красному призраку»? Или после успеха предыдущего фильма продюсеры и инвесторы поняли свои ошибки и стали более открыты к сотрудничеству?

— Хотя российские продюсеры  — «крепкие орешки», со стороны многих после «Красного призрака» появился интерес к нашей команде. Сейчас мы работаем в более разряженной обстановке, чем это было на «Красном призраке», во время съемок которого был большой дефицит средств, из-за чего мы длительное время потом находились в огромных долгах.

— Со многими актерами вы сотрудничаете из фильма в фильм — Алексей Шевченков, Вольфганг Черни, Владимир Гостюхин. Скажите о каждом несколько слов.

— С Алексеем Шевченковым мы познакомились на съемках фильма «Иуда» по Леониду Андрееву. На этой картине мы очень подружились, с тех пор Алексей Шевченков для меня не только один из любимых актеров, но и хороший друг. Когда пишу сценарий, конечно, думаю о нем, иногда специально пишу под него какие-то роли. Всегда счастлив позвать его для совместной работы. К моей большой радости, Алексей дал согласие работать на проекте «Легенда о самбо», где сыграл главного отрицательного персонажа. С Вольфгангом Черни мы подружились на «Красном призраке», он очень хороший актер. Я подумал, что Вольфгангу уже хватит играть в российском кино фашистов, поэтому мы решили дать ему роль Василия Ощепкова, который тоже немного иностранец: Ощепков рос в Японии, приехал в Советскую Россию с восточным менталитетом. Для Вольфганга эта роль — интересный вызов, с которым он, на мой взгляд, блестяще справился. Владимир Гостюхин, можно сказать, наш учитель: он очень проникся нашей командой на проекте «Красный призрак». Это невероятно душевный, теплый человек, я счастлив, что с ним знаком, считаю его легендарным советским актером, безумно рад, что Владимир Васильевич согласился работать над фильмом «Легенда о самбо». Хочу сказать, что не только актерский состав «Красного призрака» почти полностью участвует в фильме «Легенда о самбо», но и вся съемочная группа: композитор Сергей Соловьев, оператор Наталья Кожевникова, продюсеры Татьяна Воронецкая и Константин Елкин, актеры Ольга Сташкевич, Павел Абраменков, Вячеслав Шихалеев и Константин Симонов. Мы не только содружество профессионалов, но и друзей, это для меня очень ценно.

— В прошлом году вы выступили режиссером новогодней серии «Вампиров средней полосы», расскажите об этой работе.

— Работа над «Вампирами средней полосы» была очень интересной. Благодаря этому проекту я познакомился с Максимом Галкиным, Аллой Пугачёвой, Юрием Стояновым. Это талантливые люди, легенды нашего шоу-бизнеса. Юрий Стоянов — очень сильный актер, с которым приятно и интересно работать, я многому у него научился. Максим Галкин — человек с огромной иронией, вместе с Юрием Николаевичем они много шутили, на площадке царила теплая атмосфера доброго юмора. В этом фильме очень дружная команда, частью которой я стал на определенное время, работать было одно удовольствие.

— Также недавно вы выступили в роли продюсера в Академии Никиты Михалкова. Как вам такой опыт?

— Академия кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова выступила с предложением сделать альманах, куда войдут фильмы лучших учеников академии, которые они специально снимут для альманаха. Я сам окончил эту академию, мне было интересно принять участие в проекте в качестве продюсера. Для меня было самым важным дать студентам творческую свободу — это то, что я сам всегда ищу как режиссер. Мы, конечно, контролировали процесс, но, главное, давали ребятам свободу творчества. Альманах из четырех довольно интересных работ скоро увидят кинозрители. Очень хотел бы, чтобы Академия Михалкова каждый год выпускала такие альманахи, которые дают возможность студентам академии проявить свои творческие возможности, заявить о себе. На мой взгляд, в нашей киноиндустрии не хватает хороших режиссеров, я надеюсь, что академия способствует их появлению.

— «Красный призрак» высоко оценил Александр Ф. Скляр, Алла Пугачёва и многие другие известные личности. Разумеется, это окрыляет и мотивирует. Есть люди, к мнению которых вы особенно прислушиваетесь, кто оказывает на вас влияние?

— Для меня очень приятно, что герой моей юности Александр Ф. Скляр, легенда Алла Пугачёва, самобытный Гарик Сукачёв и многие другие выдающиеся личности высоко оценили «Красный призрак». Невероятное счастье, когда работой, в которую ты вложил всю свою душу, время, энергию, восхищаются люди, которых ты ценишь и уважаешь. И конечно, огромная радость и большая честь, что мои Мастера, Никита Сергеевич Михалков, Владимир Иванович Хотиненко, вгиковские, Борис Караджев и Ефим Резников, хорошо оценили мою работу: это окрыляет, вдохновляет и мотивирует!

— Как относитесь к конструктивной критике и позволяете ли себе высказываться в адрес коллег?

— К конструктивной критике отношусь очень хорошо: последнее время поймал себя на мысли, что и положительные, и отрицательные оценки воспринимаю спокойно. Конечно, смотрю конструктивные предложения — это помогает профессионально расти, лучше понимать, какой спектр эмоций вызывает твой фильм в разных людях. На мой взгляд, это правильное, гармоничное взаимодействие, когда художник выпускает свое творение, а люди говорят, что они думают и чувствуют, какие эмоции испытывают. Художник должен уметь воспринимать критику, это неотъемлемая часть движения в искусстве. Сам тоже иногда критикую. Я считаю, что самый важный элемент критики — любовь. Если ты делаешь с любовью, а не наотмашь, тогда любая критика полезна и прекрасна, а если с ненавистью, то она несет негатив.

— Вы человек, открытый к инновациям и экспериментам. Можете приоткрыть планы следующего авторского проекта или это пока загадка?

— Пока это загадка, но совсем скоро я открою свои творческие планы.

— Не можем не спросить профессионала, который давно в киноиндустрии и обладает яркой индивидуальностью и нетривиальным почерком: как, на ваш взгляд, будет развиваться отечественный кинематограф в современных реалиях? Какие перспективы открываются?

— На мой взгляд, для российского кинематографа открываются новые двери, новые возможности. Я думаю, что российское кино сделает поворот в сторону советского кино — в плане индустрии мы попробуем отвоевать свой же кинорынок. Когда-то в 90-е годы киноиндустрия была не готова к заходу крупных международных кинокомпаний. Сейчас у нас появилась возможность заполнить свой собственный кинорынок на 50% отечественными фильмами. Я убежден, что качество российских фильмов не уступает голливудским, а если уступает чисто технически, то совсем незначительно. Если у нас будет хорошая сценарная школа, чему в Советском Союзе очень хорошо учили, то наше кино выйдет на новый виток развития. С технической точки зрения мы конкурентоспособны с мировыми державами, обладающими великими кинематографическими традициями.

Беседовала корреспондент Юлия Бурулева.

Фотографии из личного архива Андрея Богатырёва.