Вся красота и мощь Сибири, показанные в танце

Настоящий подарок столичной публике сделали артисты Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири имени М. С. Годенко и Красноярский филармонический русский оркестр имени А. Ю. Бардина (дирижер – Валерий Шелепов), представившие грандиозную программу «Сибирь моя». Концерт, состоявшийся в апреле в Государственном Кремлевском дворце, был приурочен к 200-летию основания Енисейской губернии. И вдвойне знаменательно, что прошел он именно сейчас, в Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Концерт этот действительно превзошел все ожидания. Эмоции в огромном кремлевском зале зашкаливали, в финале зрители, как по команде, поднялись и аплодировали стоя – и это уже после нескольких вызовов сибиряков «на бис». И в самом деле, всё было невероятно красиво, артистично, технически виртуозно – иными словами, высокопрофессионально и по-настоящему эмоционально заразительно.

Хореографическая сюита «Сибирь моя». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева

Репертуар Ансамбля танца Сибири самобытен и неповторим, поскольку базируется именно на сибирском фольклоре, адаптированном для сцены талантливыми  хореографами, прежде всего, самим Михаилом Семеновичем Годенко (1919-1991). Почему программа сохраняет актуальность десятилетиями? Почему многие российские семьи ходят на выступления этого коллектива из поколения в поколение, считая приверженность ему одной из своих важных и ценных традиций? Ну, во-первых, ни одна из хореографических зарисовок не похожа на другую – ни тематически, ни пластически. Во-вторых, никого и никогда не оставляет равнодушным высочайший уровень исполнительского мастерства, который демонстрируют абсолютно все танцовщики ансамбля. К тому же за время концерта зритель получает возможность пережить самые разные чувства и эмоции – от легкой романтической ностальгии (хоровод «У колодца») до заразительного веселья (такие искрометные, пластически изобретательные композиции, как  шуточный танец «На птичьем дворе» или хореографическая сюита «Вдоль по улице» — залог отличного настроения надолго), от неподдельной гордости за красоту и величие родной земли (хореографическая сюита «Сибирь моя») до глубокого духовного просветления (хоровод «Вечерний звон»).

Шуточный танец «На птичьем дворе» — уникален в плане пластических находок. Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева.

Плюс великолепные костюмы и запоминающаяся сценография. Согласитесь, перечисленного вполне достаточно для того, чтобы стать поклонником и даже фанатом этого танцевального коллектива.

Кстати, сценические костюмы ансамбля создавались лучшими художниками страны. В их цветовой гамме гармонично отразился уникальный природный мир Сибири: заснеженные просторы, голубые реки, зеленые горы, жаркое солнце…

Есть и еще кое-что, спрятанное гораздо глубже: невидимая, но безошибочно считываемая подсознанием генетическая связь, тот самый «маркер родства», который позволяет сидящим в зрительном зале при всей условности хореографического языка ассоциировать увиденное не только с традициями предков, но и собственной жизнью.

Хореографическая картинка «На скамейке». Хореография Аркадия Кондакова, музыка Владимира Корнева

Собственно, об этом говорил и сам Михаил Годенко:

«Что мы хотим показать в наших танцах? Людей Сибири. Вы знаете, это особенные, удивительные люди. Живут и работают в суровых условиях, но попробуйте заставить их уехать куда-нибудь на юг. Они преданны своему краю, им присуще чувство ответственности и гордости за свои города и поселки, они настоящие хозяева этой земли, мужественные, щедрые, искренние. И вот об этих сильных и скромных людях наши композиции».

Мне посчастливилось познакомиться с Михаилом Семеновичем в Красноярске в начале 1980-х. Знаменитый хореограф тогда подробно рассказал о своих принципах работы с фольклорным материалом и подходе к формированию репертуара. Они действительно объясняют невероятную и вневременную популярность его постановок. Вот как он ответил на вопрос о том, в чем заключаются истоки самобытности ансамбля:

«Наверное, в самом подходе к танцу. Прежде чем он получит свою сценическую форму, мы тщательно изучаем всё, что есть у нас в регионе. Сибирский фольклор богат и пока до конца не раскрыт – ведь только для того, чтобы объездить всю Сибирь, надо много лет. Но в данном случае я хочу обратить внимание на другое. Дело в том, что здесь чтут традиции, и то, что сегодня танцует народ, уходит корнями в старинный фольклор, хотя, разумеется, время не может не оказывать на него влияния. И то же самое, что, скажем, тридцать лет назад танцевалось так, в наши дни исполняется несколько иначе: быстрее стал темп, сложнее движения и так далее. И мы стараемся не упустить из поля зрения все нюансы, всё, что появляется в сибирских танцах».

На сцене ГКД – Красноярский филармонический русский оркестр имени А.Ю. Бардина. Дирижер – Валерий Шелепов

И еще один принципиальный момент. Идет ли речь о масштабных, знаковых танцевальных композициях, таких как  та же «Сибирь моя», которой открылся концерт в Государственном Кремлевском дворце, или о  небольших миниатюрах (например, «На скамейке», «Танец с ложками и берестой»), каждый раз  это живой, искренний диалог с публикой, в который она охотно включается.

Некоторые постановки, такие, как блистательная «Енисейская ярмарка», по праву можно назвать полноценными мини-спектаклями с четко «выписанными» характерами и разветвленными сюжетными линиями. И это тоже – один из основных принципов, заложенных художественным руководителем Ансамбля танца Сибири народным артистом СССР М. С. Годенко.

«Наш коллектив по сути своей не академический, — подчеркивал Михаил Семенович. —  Я ни в коей мере не хочу сказать, что меня не волнует проблема исполнительского мастерства. Просто мы прежде всего стремимся не столько к классической отработанности массовых сцен, сколько к раскрытию индивидуальности каждого танцовщика. Ведь в первую очередь, наверное, важно не то, чтобы актер действовал  как четко отлаженный механизм, который именно в данный момент, ну, допустим, вытянет палец, а чтобы он жил на сцене, чтобы он был грустный или веселый, робкий или решительный, но чтобы он обязательно создавал образ, характер».

Исчерпывающе, не так ли?

«Хороводная пляска с трещотками». Хореография Михаила Годенко, музыка Александра Вагнера

Возвращаясь к недавнему концерту в ГКД, хочется сказать, что он — без преувеличения – восхищал и  сценическими эффектами: специальные панели-экраны, на которые транслировался видеоряд, создавали ощущение полета, во время которого зрители наслаждались невероятной красоты панорамными видами Сибири: зимней тайгой, неповторимым Енисеем, загадочными «Столбами»…

Непередаваемое наслаждение – совершить такое виртуальное путешествие под замечательную музыку в исполнении живого оркестра. И инструментальные композиции «Вечорошный пляс» (инструментальная пьеса из сюиты «Деревенские посиделки» В. Лямкина) и фантазия на тему русской народной песни «Коробейники» (музыка В. Дителя) стали еще одним бесценным подарком для всех, кто пришел в этот вечер в ГКД.

Сцены из хореографической сюиты «Енисейская ярмарка». Хореография Михаила Годенко, музыка Владимира Корнева

Справка

Главный балетмейстер Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири имени М. С. Годенко — народная артистка РСФСР Лидия Дзьобак. Балетмейстеры — заслуженная артистка РФ Анна Лысенко, Алексей Ледяев. Директор ансамбля — Елена Паздникова. Директор оркестра — Маргарита Рачковская.

Выступления ансамбля каждый год триумфально  проходят по всему миру – артисты побывали на всех континентах, дав многочисленные концерты более чем в 70 странах.

Юбилейная концертная программа «Сибирь моя» подготовлена командой Красноярской краевой филармонии при поддержке губернатора Красноярского края Александра Усса и министерства культуры Красноярского края.

Марина Юрьева.

Фото Александра Черных, Александра Паниотова и Николая Валетова предоставлены пресс-службой Красноярской краевой филармонии