«Русский раскол» глазами истории

13 сентября на канале НТВ — премьера документального проекта «Русский раскол», посвящённого жизни и работам российского историка, доктора исторических наук Александра Пыжикова. Основным предметом исследования учёного была отечественная история, его книги вызвали большой резонанс как среди любителей, так и в научной среде. Его теории спорны, но именно этим и интересны.

Русский раскол, фото ТК НТВ

Учёный поставил перед собой, казалось бы, невыполнимую задачу: рассмотреть в целом историю России нескольких веков, чтобы ответить на главный вопрос: почему в ХХ столетии наша страна дважды переживала процесс распада, а в середине века – небывалый подъем?

В фильме авторы пытаются проследить вместе с Пыжиковым пути русского раскола и понять тайные механизмы истории. Непримиримость между сторонниками древнерусского обряда и последователями Никоновских реформ затронула все слои общества и на многие века разорвала социальную ткань страны. На протяжении двух веков, с первой подушной ревизии Петра I в 1719 году до переписи населения Российской империи 1897 года при Николае II, старообрядцам удавалось, оставаясь в тени официальной статистики, быть влиятельной конфессионально-производственной силой. В XX веке именно эта сила сыграет в судьбе России одну из решающих ролей.

Александр Пыжиков видит «зарю» 17-го года в XVII веке, и авторы фильма вместе с ним отправляются в далёкое прошлое, чтобы увидеть истоки раскола и понять, как раскол религиозный мог стать расколом ментальным.

«Пусть многое в теории Александра Пыжикова небесспорно, но отчасти его исследования дают ответ на многие вопросы: как получилось, что Российская империя так легко пала? Почему огромные крестьянские массы так быстро встали на сторону большевиков? Почему произошёл небывалый рывок в 30-е годы? Есть ли в этом связь? Так неожиданно век XVII перебрасывает нам мост в XXI, чтобы мы лучше поняли, что происходит сегодня», — говорит автор фильма Владимир Чернышёв.

Сам историк, безвременно скончавшись, не успел ответить на все вопросы, но его открытия сделали главное: побудили в обществе дискуссию и вызвали интерес к отечественной истории у широкой аудитории. В фильме работы исследователя комментируют писатель и публицист Захар Прилепин, доктор исторических наук Юрий Жуков, доктор политических наук Алла Глинчикова, автор учебников и курсов лекций по истории России Евгений Спицын, историк-религиовед Дмитрий Урушев и другие.

Рассказывая на языке кино о ключевых выводах и открытиях, сделанных Александром Пыжиковым, заставляя в кадре спорить о его работах специалистов, авторы стараются привлечь внимание зрителей к вопросам, которые Пыжиков ставил в своих работах: кто мы и куда движемся?

Инна Шкарбанова

Фото телеканала НТВ

Русский раскол, фото ТК НТВ
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Александр Малецкий
Александр Малецкий
18 дней назад

Если смотреть нашу государственность со времён новгородской Руси и далее киевской, владимирской, московской — то это была череда бесконечных войн и княжеских усобиц. Ведь любая война — раскол мнений, игра амбиций. У каждого своя правда, только средства и методы иногда расходятся. А по сути изначально борьба тёмного и светлого начала в человеке и обществе.

То, что хотел сделать Никон — унифицировать и сблизить греческие обряды богослужения с православием на Руси. А начало было с самого появления христианской церкви. Первые 7 вселенских соборов в течении первого тысячелетия пытались сплотить всех христиан. Не получилось.

Начиная с 9-го века, раскол между восточной (Константинополь) и западной (Рим) усиливался и окончательно оформился к началу 13-го. А началось то всё с одного слова в такой важной молитве для каждого христианина — Символ Веры. Конечно были и другие причины. Опять же игра и манипуляции тёмных сил — расколоть, раздробить, а потом и добить. Но у них это не выйдет.

Православные или ортодоксы (так называют в Британии) 3-е по численности направление в Христианстве после католицизма и протестантизма. Мы считаем раскольниками их — они нас. Каждый прав, а истина, как всегда, посредине.

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x