Баба-Яга, три богатыря и другие

Правительству РФ «поручено принять меры, направленные на популяризацию отвечающих традиционным ценностям героев российской истории и фольклора».

кино фильм фото tvpr.ru

Рекомендуется «использование изображений этих героев при производстве изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления. Срок – 15 мая 2023».

Только на первый взгляд кажется, что дело предстоит простое и приятное. Да, сами по себе герои нашего фольклора – персонажи яркие, интересные. Вместе с ними мы погружаемся в мир чудес и приключений. В конце концов – это наше детство.

Однако включение их в пропаганду в рамках «традиционных ценностей» вызывает некоторые вопросы. Как относиться к этим сюжетам, если рассматривать их теперь под этим углом, то есть в качестве примера, неких «образцов», как писал Грибоедов?

Например, широко известный наш сказочный герой Иван-дурак получает богатство, силу и власть, женившись на царевне и становится царевичем.

Или фольклорный Емеля, который не хочет слезать с печи, ловит в проруби волшебную щуку, которая исполняет все его желания. В итоге женится на царевне и становится царевичем.

В общем, никаких трудов, учения, стараний, все «по щучьему велению, по моему хотению» – и сразу в царевичи. Интересно, конечно, но насколько сочетается с задачей  воспитания народа в духе «традиционных ценностей» – вопрос дискуссионный.

Змея Горыныча, зловредную Бабу-Ягу костяную ногу и жуткого некроманта Кощея Бессмертного можно и не упоминать. А они, между прочим, запоминающиеся и в определенном смысле популярные. Но ведь сплошь отрицательные примеры. На их фоне даже Соловей-разбойник смотрится как простой грабитель с большой дороги. А еще Водяной, Леший, Кикимора.

Значит, остаются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Василиса Премудрая, Курочка Ряба, Колобок…

Насколько они будут популярны, в том числе и в коммерческом смысле? Ведь в данном случае одно тесно связано с другим.

Конечно, бюджет откроют, «деньги освоят», сделают буклеты, новые мультфильмы, появятся сувениры и текстильная продукция с изображениями фольклорных героев. Наверно, молодежь покупала бы майки со Змеем Горынычем, Бабой Ягой и Кощеем – «для прикола», но их-то как раз вряд ли выпустят.

Параллельно и созвучно с мобилизацией былинных, сказочных героев обнародовано сообщение о том, что Госдума приняла в первом чтении законопроект, который «предполагает недопустимость использования иностранных слов, за исключением не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке, перечень которых содержится в нормативных словарях». Так написано в пояснительной записке к законопроекту. Причем недопустимость касается не только чиновников, текстов законов, постановлений, нормативных актов, но и системы образования, и СМИ.

По этому поводу вроде бы все уже сказано, но приходится повторять. «Борьба за чистоту русского языка» началась еще 200 лет назад. Сразу же вспоминается министр просвещения 1824 – 1828 годов адмирал Шишков, который предлагал «галоши» заменить «мокроступами», «попугая» – «переклиткой», «тротуар» – «топталищем».

Но смех смехом, а ведь человек занимал высокие государственные посты, ввел драконовский «Устав о цензуре», тотчас отмененный после его отставки. В «Рассуждении о старом и новом слоге российском» он утверждал, что писатели безобразят русский язык, вводя в него такие слова, как «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «акция», «энтузиазм», «катастрофа». Представим теперь современную нашу речь без этих слов.

Снова и снова приходится повторять, что русский язык велик и могуч, широко распространен как раз потому, что обогащался и непрерывно обогащается за счет заимствований. Конечно, коробит неуместное употребление иностранных терминов. Так было всегда. Это дело вкуса. Единственный способ борьбы с дурновкусием – образование, чтение хороших книг.

Впрочем, язык как живой саморегулирующийся организм сам разберется: полезное примет, все прочее – отбросит. И никакие административные меры ему не указ. Хотя они неустанно принимаются. Вот и сейчас – планируется издать специальные нормативные словари, нормативные грамматики и нормативные справочники. Они в любом случае будут полезны как источник дополнительной информации. Лишь бы не превратились в ипостась Уголовного кодекса. Потому что громко звучат голоса об ответственности за соблюдение закона. Подобные меры, с одной стороны, невыполнимы, а с другой – дают простор для «охоты на ведьм», для произвольного толкования и провоцируют «бдительность активистов».

А что до Бабы-Яги, Кощея и других, то фольклорные персонажи в современном искусстве трансформируются, иногда – удивительным образом, благодаря талантливому воплощению. Обратимся, например, к полнометражному мультфильму «Бабка Ёжка и другие» режиссера Валерия Угарова. Там Баба-Яга костяная нога подобрала замерзающую в снегу новорожденную девочку. Спасла и обогрела. Потом позвала своих друзей – Кикимору, Лешего, Водяного, Кощея – и они вместе стали растить ребеночка. Девочка выросла, и при помощи своих опекунов победила Змея Горыныча.

Милый, добрый, симпатичный мультфильм. Как раз для воспитания детей в духе человеческих ценностей.

Сергей Баймухаметов.

фото tvpr.ru

кино фильм фото tvpr.ru

Добавить комментарий