Блистательный хулиган Лев Дуров

Сегодня мы вспоминаем народного артиста СССР Льва Дурова: ему могло бы исполниться 92 года.

Лев Константинович был не просто великолепным артистом, но и виртуозным рассказчиком: из него  байки буквально сыпались на ходу. Невозможно было понять, что из рассказанного случилось на самом деле, а что он придумал прямо сейчас, чтобы повеселить собравшихся рядом людей.  Предлагаем вашему вниманию  одно из интервью в рубрике «Старый диктофон», чтобы вмесите вспомнить, каким был Мастер.

– Лев Константинович,  незабвенный Юрий Никулин когда-то расстраивался, что вы не стали в его цирке  клоуном…

– Точнее, он говорил, что я мог бы стать неплохим коверным. В нашем роду вообще  были люди разных профессий, иногда просто парадоксальных . Например. была барышня-кавалерист, представляете? Естественно, были священники,  военные, купцы, артисты. Я изучал наш семейный архив: всех их объединяла огромная  любовь к жизни.

– Видимо из-за этой самой любви вы так много снимались для  детей? А что из детских впечатлений советского времени греет вашу душу?

– Я  заметил, что  дети  часто умнее нас: причем, каждое поколение  умнее предыдущего. Но так и должно быть. Но и мы не лыком шиты, нам есть что им передать. Из детских впечатлений? Я частенько вспоминаю пионерский лагерь и считаю его грандиозным изобретением советской власти. Мы там впервые влюблялись, там впервые чувствовали  мальчишеское братство, товарищеский локоть. А какой замечательной была игра «Зарница», какое чувство охватывало  на построениях на линейках,  какой азарт присутствовал на спортивных соревнованиях! А еще была внутренняя жизнь –  мы устраивали «тёмные» за жлобство и наушничество кляузникам. А как самозабвенно дрались за правду!

– Вы дрались?

-Еще как!  Я прохулиганил все детство. И  регулярно посещал лефортовское 29-е отделение милиции. Дрались тогда двор на двор, дом на дом, был негласный, но суровый дворовый закон: своих надо поддерживать. Как-то шли с катка, и на подступах к самой площади на нас напали. Я был меньше товарищей,  меня в расчет особенно не принимали. Поэтому когда появился патруль на автомобилях, и всех забрали, на  меня даже особого внимания не обратили. Я собрал коньки и понес их домой. Отец оценил это обстоятельство и расспросив, отправил меня… в милицию, к товарищам. Помню  удивление, написанное на лице дежурного, который попытался меня отправить домой. Но я объяснил, что домой меня не пустят, он почесал голову, и посадил меня к остальным. Ребята мой поступок встретили с энтузиазмом. А я в ту ночь чувствовал себя настоящим  заключенным.

– Но в юности вы остепенились и хулиганить прекратили?

– Нет, мой энтузиазм всю жизнь преподносил окружающим сюрпризы. В театральном училище Школы -студии МХАТ, помню, мы показывали этюд – я,  Анофриев и  Горюнов.  Тема была военная, мы были бойцами во время боя, удерживая танки на подступах к высоте. Я должен был по договору упасть после первой же атаки, мои приятели погибали позже. Но  на показе, воодушевленный вниманием комиссии, я отчаянно расхотел умирать. Какого рожна?!  И отразил атаку. Мои товарищи возмущенно глядели на меня из окопа. Во время второй атаки я отыграл ранение.  Мой кореш Горюнов не растерялся, и  приполз меня перевязывать: «Лева, ты спятил?!» –  «Сам умирай”, – зашипел я в ответ.  И, истекая кровью, пополз на огневой рубеж. Наверное, мы бы так и стреляли до вечера, доведя комиссию до истерики,  но тут сообразил Ануфриев: «Он же, бедолага,  мучается, пристрели его, пристрели!!!»   Горюнов решительно повернулся ко мне и выстрелил в упор. Осмыслив ситуацию, я понял, что деваться некуда и  рухнул под ноги комиссии.

– То есть, взрослея, вы  каким  были, таким и  остались?

– Ну, а чего из себя корчить-то невесть что? Я и сейчас хулиганю в  высоких кабинетах.  Не терплю излишнего пафоса! Пришел как-то в Кремль по приглашению. Все стоят навытяжку- манекены, да и только!  Но я же не могу стоять, я артист! Стал шутить , чтобы снять напряжение и: «Кого ждем? Где девочки? Где шампанское?»  А народ  почему-то  стал шарахаться в стороны, вокруг меня образовалось много свободного места.

– Мы как-то вместе с вами сидели на трибуне футбольного матча, где играла команда артистов России. Любите футбол?

– Я  старый футболист. И вообще обожаю спорт : у меня  второй разряд по футболу, второй разряд по конному спорту, боксом достаточно успешно занимался. В Футбол я играл в институтской команде института вместе с Николаем Озеровым. А капитаном был блистательный актер Кторов,  потом уже им стал Коля Озеров. Я на поле был вертлявым, цепким, противники меня за это не любили. А как-то я даже вошел в историю советского спорта, обо мне написала газета. Во время матча два бугая  из команды противника пошли на меня «коробочкой». Все мужики знают, что если попадаешь между игроками противника, то потом продолжать игру редко получается. А тут как раз  еще и мяч полетел в меня, и я, недолго думая, оттянул резинку  трусов,  и поймал его таким вот нестандартным способом. Но при этом бегу к воротам противника.  Их вратарь начинает медленно сползать от хохота на траву, а рядом со мной бежит судья и не понимает – свистеть или нет. Я ведь правил не нарушаю, мяч руками не трогаю. Наконец, он назначает «спорный». А потом в «Советском спорте» вышла заметка:  «В ходе дружеского матча случился курьез. Футболист Дуров поймал мяч… формой. Судья долго не мог принять решение. Надо внести новый параграф в правила футбола, запрещающий игру формой”.  Вот так  я вошел в историю советского спорта.

– Лев Константинович, очень многие актеры переживают из-за того, что молодость уходит…

– А чего переживать?! Мой возраст мне очень  нравится. Я стариков играл еще в молодости. Кстати, итальянцы говорят, что, старика в себе надо убивать еще в детстве. Это  то, что стариком себе нельзя позволять становится ни в каком возрасте.

– Каков ваш персональный рецепт борьбы с унынием?

– Надо забиться в угол,  скукожиться, уныло потупить голову и, кряхтя произнести: “Какой ужас,  какая погода, какое правительство, какие цены…»  А потом – встать в центре комнаты, высоко поднять голову и самым высоким голосом восхищенно воскликнуть: “Ну, какая погода! Ну, какое правительство! Какие цены!”  Обещаю: вы сразу ощутите прилив  бодрости, если сделаете это от души! И советую больше петь. Я лично хожу и все время пою себе под нос. Меня вахтер спрашивает: “Почему вы все время поете?” А я отвечаю: “Чтобы  не выть!”

Самая основная наша задача – почаще улыбаться людям, не перекладывать свои неприятности на близких.

Елена Булова.

Фото автора

3 Comments
  1. Один из самых любимых отечественных актеров. У него всегда были интересные и сильные роли. Невероятно богатая фильмография. Но, прежде всего, замечательный человек.

Добавить комментарий