Павел Мирзоев: «Евгений Цыганов играет режиссера – в тяжелом кризисе, и мы относимся к этому кризису с эмпатией»

В конце ноября на экраны выходит фильм «Блондинка» с Дарьей Жовнер и  Евгением Цыгановым в центральных ролях. Картину поставил режиссер Павел Мирзоев, он же по одноименной пьесе Александра Володина и написал сценарий.

Новая лирическая комедия (а жанр этого фильма именно таков) рассказывает историю девушки Иры, которая абсолютно счастлива, играя в труппе небольшого питерского театра. Лев, молодой человек Иры – начинающий, подающий надежды режиссер. Но вот в какой-то момент из-за финансовых трудностей Лев внезапно исчезает, а театр оказывается на грани закрытия.

Целыми днями Ира порывисто разъезжает по теряющимся в пастельных оттенках набережным и мостовым Петербурга на велосипеде в перерывах между подработкой в качестве мойщицы окон. Бытовая реальность не способна перекрыть в ней источник жизни, хотя мир всячески пытается заставить ее сдаться — принять общие для всех правила и отказаться от мечты о другой, большой и необыкновенной жизни. Но не таков характер  девушки, ищущей себя, которая всячески отказывается плыть по течению, перекрасившись по советам окружающих в «блондинку».

Пьеса Александра Володина, по произведениям которого было снято более 20 картин, среди которых «Осенний марафон» Данелии, «Пять вечеров» Михалкова, «С любимыми не расставайтесь» Арсенова, «Старшая сестра» Натансона, «Дульсинея Тобосская» Дружининой, стала крепкой и прекрасной основой для фильма. Режиссер Павел Мирзоев познакомился с пьесой, еще учась в институте.

– Честно вам скажу, тема молодой женщины, ищущей себя в мире конформистов и при этом настроенной на нематериальные, нежитейские идеалы, возникла у меня до того, как я подумал о том, чтобы снять кино по мотивам киноповести Володина, – говорит Павле Мирзоев. – Но когда перечитал произведение, то понял – вот оно.

К литературной основе Мирзоев отнесся со всем уважением, поменяв лишь некоторые детали, обусловленные сменой эпох – действие из 80-х перенесено в настоящее время при полном сохранении характеров персонажей.

– Особый поэтичный, специальный володинский язык, мир его героев, ни разу не устарел, – считает режиссер. – Все это до сих пор актуально на сто процентов по одной простой причине – хорошая драматургия. Устаревает плохая драматургия, а хорошая работает всегда. Что касается лирической интонации, то мир Володина устроен так, что в нем нет плохих людей. Но при этом его персонажи – это не сахар и не патока, а живые, сложные люди, которые часто совершают очень плохие поступки. Мне кажется, это чуть ли не основной принцип его драматургии – хорошие люди совершают плохие поступки. А так оно и есть в жизни.

Новый фильм сопровождается режиссерским размышлением о поколении современных девушек, не желающих жить по чужим, традиционным лекалам. Мирзоев облекает Иру в современную одежду не только буквально: он анализирует, какой была бы героиня володинской повести сегодня.

–  Таким девушкам сейчас около тридцати, – размышляет режиссер. – Они не пошли в юристы-экономисты, как мы в свое время, отвергают паттерн дом-семья-работа, пытаются реализоваться в творческих профессиях, а иногда сами их придумывают… Подход к героине требует легкости и темперамента. Она кто угодно, только не томная нудная страдалица. Эта молодая женщина – чуть странная, невероятно активная, стремительная, которая просто физически не в состоянии жить по правилам. По сути, Ира – наш общий внутренний идеал, который мы до какого-то момента в себе пестуем, а потом, взрослея, бросаем.

Исполнительница главной роли Дарья Жовнер признается, что встречу с такой героиней можно назвать актерским подарком.

– Попытаться понять ее, уловить – задача невероятно интересная для меня, – рассказывает Дарья Жовнер. – Иру сочинил Александр Володин и поработать с его текстом – огромное счастье! Как известно, все истории в мире рассказывают о любви. Наша картина тоже в первую очередь об этом. Ира – человек открытый, незащищенный и светлый, и мир она тоже видит светлым. Это немножко детское, наивное мироощущение, и ее открытость делает ее уязвимой. Если она в кого-то или во что-то влюбляется, то самозабвенно, самоотверженно… Но главное, что она не боится быть собой, ей все равно, что о ней думают окружающие, а они думают о ней разное. Ира одевается, как хочет, часто выглядит нелепо, а ей наплевать, причем действительно наплевать, это не поза и не игра. В мир соцсетей, лайков и всего такого прочего она категорически не вписывается не по своему выбору, а по своей природе.

А вот режиссер Лев Николаевич, которого играет Евгений Цыганов, обособлен в силу его профессионального статуса. При том, что человек он невероятно харизматичный.

«Лев, которого играет Женя Цыганов, очень харизматичный мужчина. Вся драматическая конструкция лежит на плечах Цыганова в том смысле, что события, которые разворачиваются в картине, так или иначе связаны с ним, – рассказывает постановщик фильма Павел Мирзоев. – Мне кажется, у Володина все истории в большей степени связаны с интеллигенцией. Но я очень рад, что такой герой появится на экране, потому что в последнее время, когда на экране возникают режиссеры или писатели, это делается с сатирико-ироническим оттенком. Мы подсмеиваемся над такого рода персонажами. Здесь принципиально другая интонация: мы видим человека в тяжелом кризисе и относимся к этому кризису с эмпатией, с интересом.

Что получилось у создателей картины – увидим уже через неделю, в последний день осени.

Елена Булова.

Добавить комментарий