Требуется чистый воздух

Данные об уровне загрязнения воздуха в стране, в том числе в Москве и Московской области, – очень многосложные,  предполагают сравнения и сопоставления.

С одной стороны, нам докладывают, что столица входит в число экологически чистых городов России. Год назад государственное природоохранное бюджетное учреждение «Мосэкомониторинг» сообщало, что за последние 10 лет в Москве концентрации оксида углерода снизились в 1,6 раза, оксида азота – в 1,3 раза, диоксида азота – в 1,1 раза, диоксида серы – в 1,3 раза (https://mosecom.mos.ru/novosti-i-publikacii/2022/11/sovremennye-texnologii-na-sluzhbe-moskovskoj-sistemy-ekologicheskogo-monitoringa/).

Сравним. В 2013 году, по данным Росгидромета, (https://www.meteorf.gov.ru/product/infomaterials/100/?year=2013&ID=100) «в целом по городу среднемесячные концентрации составили: формальдегида – 4,7 ПДК, диоксида азота – 1,5 ПДК».

ПДК – это предельно допустимые концентрации. То есть 10 лет назад концентрация формальдегида превышала норму почти в пять раз, диоксид азота – в полтора раза. За минувшее время достигнут безусловный прогресс. Но все же до идеала далеко, скажем так.

С другой стороны, в прошлом году авторитетные газеты писали, со ссылкой на фундаментальное исследование консалтинговой компании КБ «Стрелка», что столичный регион занял первое место по количеству выбросов в атмосферу и загрязненности воздуха (https://www.mk-mosobl.ru/social/2023/02/04/nazvany-goroda-podmoskovya-s-samym-zagryaznennym-vozdukhom.html). Конечно, может возникнуть вопрос, насколько корректно объединять Москву и область. Тут и условия  разные, и уровень контроля отличается.

Такая же многосложность наблюдается с данными по стране. В прошлом году Роспотребнадзор опубликовал доклад «Качество атмосферного воздуха в Российской Федерации». За минувшие 10 лет в городах доля проб с повышенным содержанием в воздухе загрязняющих веществ снизилась в 1,4 раза, в сельских поселениях – в 1,2 раза.

А каким же оно было в 2013 году?

Тогда правительственная «Российская газета» писала: «Минприроды России впервые (! – С. Б.) выставило на всенародное обсуждение на своем официальном сайте проект доклада об экологической ситуации в стране. В 138 городах России (а это 57 процентов населения) уровень загрязнения воздуха характеризуется как высокий и очень высокий».

«Парламентская газета» (https://www.pnp.ru/russia-today/minprirody-doklad-o-sostoyanii-i-ob-okhrane-okruzhayushhey-sredy-rf-v-2013-godu.html) давала ссылку (https://www.mnr.gov.ru/regulatory/list.php?part=1683) на доклад Минприроды. Документ по этой ссылке сейчас не открывается. На сайте Минприроды обозначено: «Интерактивная версия Государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году http://www.ecogosdoklad.ru/». Но и по этой ссылке документ не открывается.

Зато есть доклад Росстата от 2013 года (https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b13_01/IssWWW.exe/Stg/d09/3-3.htm), в котором приводится список из 14 городов. В Магнитогорске уровень загрязнения воздуха превышал предельно допустимый в 10 раз, а в Новокуйбышевске – в 41 раз. В середине списка – Курган, Омск, Челябинск. При таких исходных снижение в 1,4 раза впечатления не производит. Здесь требуется снижение в десятки раз.

В 2019 году был принят федеральный закон «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха». Эксперимент будет проводиться до декабря 2024 года. В него включено 29 городов.

Отметим: речь о выбросах промышленных предприятий. Они так или иначе контролируются, власть и общественность требуют от компаний усовершенствования и замены оборудования.

Однако есть отрасль, в которой нет ни оборудования, ни контроля.

Всего в России ежегодно добывается 440 миллионов тонн угля. Из них 75% – открытым способом. 60% общего количества приходится на Кузбасс – Кузнецкий угольный бассейн. Это вся Кемеровская область, частично Новосибирская и Алтайский край.

Если при подземной добыче существует, пусть и несовершенная, система пылеподавления, то на открытых угольных разрезах, по свидетельству независимого профсоюза горняков, ее практически нет. Техника безопасности в шахтах диктуется прежде всего тем, что скопление пыли там чревато взрывом, обвалом, многочисленными жертвами. А при открытой добыче такой опасности нет. Пыль просто висит в воздухе – над карьерами, шахтерскими городами и поселками, губя здоровье постепенно и неотвратимо.

Распространенные болезни – пневмокониоз, силикоз, пылевой бронхит. В «Государственном докладе «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Кемеровской области – Кузбассе в 2021 году» отмечалось:

«Показатель профессиональной заболеваемости в Кемеровской области – Кузбассе на 10 тыс. занятого населения в 2021 г. составил 7,06, что превышает аналогичный показатель по Российской Федерации в 9 раз. <…> Наибольшее распространение профессиональная заболеваемость получила в: Калтанском городском округе – 53,19, Междуреченском городском округе – 47,68, Осинниковском городском округе – 28,40, Мысковском городском округе – 24,63, Березовском городском округе – 23,42, Киселевском городском округе – 18,48, Прокопьевском муниципальном округе – 23,51, Кемеровском муниципальном округе – 16,85» (https://42.rospotrebnadzor.ru/content/813/111647/).

В 2022 году средний уровень профессиональной заболеваемости по области превышал общероссийский показатель в 7,37 раза (https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=25076). Данных за 2023 год еще нет.

Итого: уровень профессиональных заболеваний в Кузнецком угольном бассейне в 7,37 раза выше среднероссийского показателя, а в шахтерском городе Калтан Кемеровской области – в 53 раза.

В январе нынешнего года Министерство природных ресурсов и экологии обнародовало проект «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий добычи и обогащения угля» (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56881949/). Новые регламенты предполагают, в частности, 16-кратное снижение пыли в открытых угольных разрезах.

Понятно, что жители шахтерских регионов возлагают на инициативу Минприроды большие надежды. Только учтем, это пока лишь проект. Он должен пройти согласование и утверждение в правительстве. Понятно также, что проект может встретить сопротивление компаний, добывающих каменный уголь. Ведь установка специального оборудования для подавления пыли потребует немалых затрат, обернется снижением прибылей и сверхприбылей. А у этих бизнес-структур огромный потенциал влияния.

 Сергей Баймухаметов.

Добавить комментарий