Не стало народного артиста России Сергея Рудницкого – замечательного композитора, музыкального руководителя театра «Ленком», легендарного клавишника ансамбля «Аракс».
Уход Рудницкого – потеря страшная, брешь невосполнимая, не укладывающаяся в голове. С ним ушла целая музыкальная эпоха.
Сергей был неотделим ни от «Ленкома», ни от музыкальной жизни страны: его произведения звучали в советских и российских фильмах.
Сидя как-то на спектакле «Вишневый сад», наслаждаясь замечательной музыкой, сопровождающей действие, я поймала себя на мысли, что это уже десятый спектакль театра, над которым поработал композитор Сергей Рудницкий.
В свое время Микаэл Таривердиев, посмотрев «Женитьбу Фигаро», высоко оценив музыкальную фантазию Рудницкого, написал: «Грешен. Не люблю обработки классики. Но в этом спектакле музыка Моцарта и Россини в современной обработке, с наложением электронных звучаний стала частью стремительно развивающегося действа, пружиной, которая раскручивает движение на сцене и эмоции в зрительном зале». А Марк Анатольевич Захаров в своей книге «Суперпрофессия» поставил Рудницкого в один ряд с Геннадием Гладковым и Алексеем Рыбниковым: «И хотел бы назвать другие имена, да рука не поднимается – лучших уже не найду».
С Рудницким мы были хорошими приятелями четыре с половиной десятка лет. Фанат музыки, он, как отшельник, мог часами допоздна сидеть в своей ленкомовской студии-келье и работать над очередным спектаклем или фильмом. Трудоголиком Сергей Анатольевич был классическим.
За четыре с половиной десятилетия мы сделали с ним не одно интервью для «Московской правды». Предлагаю сегодня вспомнить, каким был этот удивительный человек, основываясь на его собственных (весьма скромных) словах, и на высочайшем мнении о нем его коллег.
Из интервью Марка Захарова «Московской правде»: «Помню, как мы с Геннадием Гладковым ставили спектакль «Автоград XXI». Заколотили оркестровую яму и отправились искать новый «живой звук» на подмосковную танцплощадку. Помню, как на этой танцплощадке мы с Гладковым легко и весело отплясывали. Помню даже какую-то даму, которая делала странные танцевальные движения, упорно стараясь привлечь мое внимание. Но мое внимание было полностью поглощено не дамой, а музыкальным коллективом, работавшим на сцене. В тот вечер было принято историческое решение пригласить этот коллектив к себе. Так впервые на театральной сцене появился рок-ансамбль. За годы он претерпел всевозможные изменения в составе и в названии. Но главная составляющая осталась – сегодня на сцене «Ленкома» работает «Аракс» под управлением Сергея Рудницкого».
Из интервью Сергея Рудницкого «Московской правде»: «В 1974 году я был приглашен в ансамбль театра. Вспоминается потрясение от спектакля «Тиль», определившего фактически мою дальнейшую судьбу. Я был сражен, ошеломлен блестящей режиссурой Марка Захарова, потрясающей игрой молодых Николая Караченцова и Инны Чуриковой, замечательной музыкой Геннадия Гладкова и гениальной прозой Григория Горина. В ту пору, учясь в МИФИ на факультете «Экспериментальная и теоретическая физика», я играл в институтском ансамбле, то есть одной ногой стоял в физике, а другой – в музыке. Тогда я и сделал свой выбор».
Из интервью Марка Захарова «Московской правде»: «Сергей Рудницкий начинал свою творческую деятельность в театре как исполнитель на клавишных инструментах, и поначалу не производил впечатление человека с ярким композиторским даром. Но постепенно на наших глазах он превратился в серьезного театрального композитора и вот уже лет несколько десятилетий пишет музыку к спектаклям «Ленкома». Это еще и очень удобно – иметь хорошего композитора в собственном театре: человек всегда находится рядом, слушает, читает, приходит на репетиции. Наша дирекция соорудила хорошо оснащенную музыкальную студию, где есть все необходимое для работы композитора. Сергей очень талантлив, находится в самом расцвете творческих сил, много сочиняет не только для нас, но и для кино, эстрады…»
Из интервью Алексея Рыбникова «Московской правде»: «Самым главным показателем в творчестве любого композитора является его востребованность. Сергей Рудницкий востребован в течение десятилетий таким элитным театром, как «Ленком», и таким уникальным режиссером, как Марк Захаров. Рудницкий много лет пишет музыку к спектаклям своего театра. Возглавляемый им «Аракс» побывал в разных странах мира, и в многочисленных зарубежных рецензиях отмечался его высокий музыкальный уровень. Музыкальная составляющая спектаклей «Ленкома» очень велика, и она была, есть, и будет равновеликой величиной наряду с работой ленкомовских «звезд», как, к сожалению, уже ушедших из жизни, так и ныне здравствующих. То, что Сергей Рудницкий смог создать и возглавить еще в период советской власти подобный коллектив, уже само по себе – подвиг. А ведь ансамбль на высочайшем уровне держится много лет. В музыкальном мире бренд ленкомовского «Аракса» необыкновенно высок».
Из интервью Инны Чуриковой «Московской правде»: «Сергей – замечательный композитор. Он написал очень хорошую музыку для «Чайки», для «Варвара и Еретика», для многих наших спектаклей. А какая прекрасная музыка звучит в «Женитьбе»?! Она волнует, помогает актерам играть, создает настроение – это важно. Сергей – очень хороший человек. Я много лет вижу, как он работает, и очень его уважаю. Он по-настоящему необходим нашему театру».
Из интервью Лоры Квинт «Московской правде»: «Помню, как меня потрясла его музыка к спектаклю «Шут Балакирев». Тема английского рожка, тема шута – на мой взгляд, божественна. И когда я после премьеры пришла сказать об этом Серёже, когда трясла его за плечо и кричала: «Да ты сам не понимаешь, что написал!», он, смущаясь, ответил: «Ты преувеличиваешь!»
Вот и в постановке «Вишневого сада» – необычной, как и все постановки Захарова, звучит очень точная, выдержанная в традиции русских композиторов музыка, написанная Сергеем. Не грубая подделка на дешевых синтезаторных тембрах (почти всегда звучащая в фильмах на разных телевизионных каналах – профессионалы меня поймут), а музыка с привлечением живых инструментов – истинная первоклассная стилизация русской музыки. Я считаю Сергея Рудницкого театральным композитором № 1.
Большинство композиторов, пишущих музыку к спектаклям, просто не смогли бы существовать в шоу-бизнесе, потому что там работа предусматривает пуленепробиваемые качества души. Мир шоу-бизнеса и театра – это разные миры. Бывает, конечно, что они соприкасаются, и человек некоторое время сосуществует сразу в обоих мирах. Сергей ведь тоже уходил вместе с «Араксом» на эстраду: огромный успех, автографы, цветы, девочки, визжащие у сцены – все это ему было хорошо известно. Но, имея твердые нравственные устои, он прошел это испытание славой и сделал свой выбор: вернулся в театр, к своей потрясающей работе. Театр стал его «стаей», воздух кулис стал его воздухом.
Сергей – человек скромный. Поэтому я скажу вам то, что он никогда не скажет о себе: его обожают в театре все, все перед ним преклоняются. И, наверное, из-за чистоты его помыслов, Господь посылает ему прекрасные мелодии, которые становятся самостоятельной актерской работой наравне с работами блистательных артистов, исполняющих роли на сцене».
Из интервью Марка Захарова «Московской правде»: «Наша работа с Сергеем Рудницким носит разнообразный характер: иногда он сочиняет ряд эскизов и дает мне для прослушивания, иногда я ссылаюсь на какой-нибудь заезженный шлягер (это задает настроение, дает импульс), и говорю Сергею Анатольевичу, что таких импульсов должен быть один, два или три. Далее он упорно работает, иногда показывает мне что-то, но чаще не показывает и приносит готовый результат. Музыка его меня потрясает. Но больше всего потрясает сам процесс ее создания: на мониторе компьютера возникают всевозможные непонятные значки, превращающиеся в звуки. И он мне в такие моменты напоминает инопланетянина…»
Из интервью Сергея Рудницкого «Московской правде»: «За годы работы у нас с Марком Анатольевичем выработался свой язык общения. Мы очень хорошо понимали друг друга Я ему абсолютно доверял – он обладал феноменальным музыкальным чутьем, всегда искал новое, не повторялся. Если у музыкантов есть понятие – абсолютный слух, то, долго работая с Захаровым, могу сказать, что у него был абсолютный музыкальный вкус, поэтому в нашей совместной работе последнее слово всегда оставалось за ним!
Из интервью Владимира Преснякова-старшего «Московской правде»: «Считаю Сергея Рудницкого одним из самых замечательных музыкантов нашего времени. Потрясающий композитор, уникальный аранжировщик, к тому же еще и прекрасный человек, скромный, без присущих людям из поп-культуры отрицательных качеств. И очень хороший друг. Я думаю, именно благодаря этому «Аракс» столько лет существовал без катаклизмов и дисциплинарных взысканий. Сергей сумел наладить добрые, хорошие отношения в коллективе – без интриг, без подсиживаний.
Мы познакомились в 70-е годы, во времена моей и его молодости. Сергей активно участвовал в работе над моим первым мюзиклом «Улица». Потом мы работали вместе в концертах, встречались в студиях. Часто Сергей просил меня сыграть на саксофоне, когда писал для какого-нибудь исполнителя.
Меня всегда радовала написанное им, поражали аранжировки. Сейчас композитор такого уровня – редкий экземпляр. Бывало, что привлеченный качеством звучащей в каком-нибудь фильме музыки, я искал автора в титрах и с радостью видел фамилию моего друга Сергея Рудницкого».
Из интервью Сергея Рудницкого «Московской правде»: «Начиная с музыкальной школы, мне очень везло с учителями и наставниками. Моим преподавателем по классу музыкальной литературы был Леонид Бергер – замечательный педагог, обладающий энциклопедическими знаниями в разных музыкальных жанрах. Тот самый Бергер, ставший впоследствии звездой эстрады 70-х годов. Фортепианной техникой я овладевал под руководством блистательного пианиста-виртуоза Леонида Чижика. В кино начинал как аранжировщик вместе с Александром Зацепиным на картине «31 июня». Зацепин – великий народный композитор, создавший музыку для множества фильмов, любимых миллионами. Его песни пела и до сих пор поет вся страна. Меня порекомендовал мой близкий друг, выдающийся певец Геннадий Трофимов. И я, можно сказать, юноша двадцати с небольшим лет отроду, который с детства знал наизусть все эти шедевры, с благоговением позвонил в дверь живого классика. Мне открыла его супруга Светлана Сергеевна и провела в маленькую комнату, все пространство которой занимал огромный микшерский пульт. Великий композитор лежал под ним на спине с паяльником в руках. Я сразу почувствовал родственную душу – физик и лирик в одном лице. Затем была долгая, плодотворная и очень интересная работа, во время которой Александр Сергеевич делился своими сокровенными знаниями в специфике создания киномузыки, а также всевозможными секретами в области звукорежиссуры. Этот опыт стал для меня бесценным багажом в дальнейшей жизни.
Как самостоятельный композитор я попал в кино благодаря телевизионному продюсеру Елене Ганевской. После посещения ленкомовской «Чайки» Лена позвонила мне и пригласила к сотрудничеству.
В театральной музыке моими учителями и кумирами были и всегда будут Геннадий Гладков и Алексей Рыбников – великие мастера, которые вместе с Марком Захаровым, Григорием Гориным, Андреем Вознесенским, Олегом Шейнсисом создавали славу «Ленкома». Спектакли «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось» входят в золотой фонд нашего театра. Очень жаль, что «Тиль» не был запечатлен на видеоносителе.
Зато «Юнона и Авось » с неизменным успехом является драгоценным талисманом нашего театра. Я сыграл около 1000 спектаклей, но каждый раз с волнением и радостью выхожу на сцену. Благодаря таланту и вдохновению его гениальных создателей, спектакль много лет существует, развиваясь и совершенствуясь. Уверен, что мои коллеги разделяют это мнение. В нашем театре работают настоящие фанатики, отдающие «Ленкому» все: душу, сердце, энергию и талант. Мы живем в своем особом мире, который создавался многими замечательными людьми и здравствующими ныне и, к сожалению, ушедшими. Мы любим, ценим и храним этот мир, который помимо творческого начала основан на взаимном уважении, доверии и дружеской помощи. «Ленком» – это наш дом и наша большая семья. Несмотря на тяжелые потери последних лет, театр продолжает жить, творить и верить».
Царство небесное и вечная память тебе, дорогой наш Серёжа!
Елена Булова.
Фото предоставлено театром