Завтра у школьников начинается учебный год. И если ученики вторых – одиннадцатых классов уже понимают, что такое уроки, как надо вести себя в классе, то первоклассники с этой наукой еще не знакомы. Или близко не знакомы. А потому, как считают психологи, приучать детей к школьному режиму и распорядку следует в том числе и через игру.
Как рассказала эксперт фонда «Заповедное посольство» Евгения Лешина, любая игра полезна детям и подросткам, поскольку позволяет им примерять на себе новые роли.
– Игра добавляет ассоциации к получаемой информации. А этот механизм позволяет детям прожить, например, один день или даже неделю «в шкуре» амурского тигра или северного оленя и лучше понять, почему их надо оберегать, – говорит Евгения Лешина. – Часто мы сталкиваемся с тем, что у нас много ценной информации, которая годами собиралась научным сообществом. Она более захватывающая, чем голливудские фильмы, но школьники не хотят ее слушать, так как она изложена сухим языком. Поэтому мы ищем способы донести до детей информацию интерактивно и увлекательно.
Одной из интересных игр, в которую педагоги могут играть с детьми в школе, а родители дома, является игра-экоурок «Кто такой экотурист и зачем ему смартфон».
– Основная цель этой игры – вызвать у детей интерес к путешествиям на природу, познакомить их с базовыми принципами экотуризма, а также научить их использовать смартфон для познания мира вокруг себя, например, построить маршрут, выяснить вид или подвид животного, понять, что перед тобой за растение, – продолжает Евгения Лешина. – Так как дети не могут с урока сразу отправиться в поездку, была разработана еще одна игра – «Собери рюкзак». Ребят учат не брать с собой ничего лишнего, чтобы его можно было нести самому, не собирать в поход или путешествие одноразовые тарелки и стаканчики, а использовать контейнеры и практичную туристическую посуду, продумать, куда складывать мусор, чтобы не было желания его выкинуть на природе.
Как считают психологи, экологические игры хороши тем, что у них нет заведомого финала. Поэтому результат игры непредсказуем.
– В экологическом просвещении используются игры разных типов: активные, например «догонялки» или игры с мячом, логические, в частности викторины, квизы, игры, которые создают повод для разговора, – продолжает Евгения Лешина. – Есть у нас игра по правилам поведения, где эти правила представлены в виде математических примеров. Например, «один костер» плюс «один ветер» равно «минус один лес или парк». Один громкий крик в лесу – это десять или двадцать потревоженных птиц и два-три перепуганных зайца. Такие полушутливые вещи создают понимание правил поведения. И, может быть, после таких игр дети поймут, какие правила надо соблюдать на природе и заповедных территориях.
Недавно фонд разработал серию экоуроков для школьников на английском и китайском языках. Как отметила директор по международным программам фонда «Заповедное посольство» Юлия Верещак, их могут использовать учителя начальных и средних классов. Но есть и уроки для старших классов. Каждый урок содержит в своем комплекте яркую презентацию, методические рекомендации о том, как его проводить, а также раздатку к каждому слайду, которую можно распечатать на обычном принтере.
– Таким образом каждый учитель может взять любой наш урок и его провести, – объясняет Юлия Верещак. – Уроки сделаны, по рекомендациям ФГОС, работают как конструкторы, потому что в них чередуются темы, блоки и активности в зависимости от возраста ребенка. Они размещены на нашем сайте и доступны для скачивания. Очень бы хотелось, чтобы учителя присылали нам свои отзывы на уроки, тогда мы сможем их улучшать. Игра способствует развитию мотивов и потребностей ребенка, так как в процессе игры формируются навыки активности и нравственные качества, такие как честность, терпение, инициативность, взаимопонимание и взаимопомощь.
А если во время игры задействована вся семья, то это не только с пользой проведенное время, но и гордость детей за родителей и наоборот, а также это счастливые моменты общения всей семьи, которых порой не хватает.
Мона Платонова.