19 сентября 1924 года на сцене Малого ленинградского оперного театра состоялась премьера оперы «В борьбе за Коммуну». Именно так на революционный лад стала называться опера «Тоска» Джакомо Пуччини.
Премьера «Тоски» Пуччини прошла в Театро Костанци в Риме 14 января 1900 года. Пьеса «Тоска» была написана Викторьеном Сарду специально для актрисы Сары Бернар. Джакомо Пуччини увидел пьесу в миланском театре Filodrammatico. Она ему понравилась, и Пуччини попросил у Сарду разрешения на написание по его произведению оперы. Драматург согласился. Кроме того, Сарду не был против некоторых изменений в сюжете: действие ускорили, сюжет упростили, а Флория Тоска из дивы, считавшей грехом свою любовь к художнику-вольнодумцу, превратилась в талантливую актрису и патриотку Италии.
Согласно либретто, действие оперы происходило в июне 1800 года. Анджелотти, бежавший из заключения республиканец, находит убежище в римской церкви Сант-Андреа-делла-Валле, где работает его старый друг, художник Марио Каварадосси. Они встречаются. Марио решает спрятать беглеца у себя дома. Во Флорию Тоску, возлюбленную Каварадосси, влюблен также Скарпиа, шеф полиции. Скарпиа обнаруживает доказательства того, что Анджелотти прятался в церкви. Его цель — не только расправиться с беглецом, но также отправить на эшафот Марио, своего соперника. Дом Каварадосси обыскивают, но его друга там не находят. Тем не менее Марио арестовывают. Допрос Каварадосси заканчивается безрезультатно, Анджелотти он не выдал. Скарпиа отправляет художника в камеру пыток. Следом полиция допрашивает Тоску. Девушка видела беглеца дома у своего возлюбленного, но ни в чем не признается. До тех пор, пока не слышит криков истязуемого Марио. Она выдает место, где прячется Анджелотти. Каварадосси снова приводят в кабинет Скарпиа. Понимая, что Тоска все рассказала, он проклинает ее. Скарпиа отдает приказ казнить Марио на следующее же утро. После чего делает Тоске непристойное предложение — в обмен на жизнь Каварадосси. Ради спасения любимого Тоска соглашается принести себя в жертву. Скарпиа убеждает ее, что должен создать видимость приготовлений к казни Каварадосси, хотя на самом деле собирается с ним расправиться. Он выписывает пропуск для Тоски и художника, чтобы они могли бежать из Рима. Однако когда Скарпиа поворачивается к Тоске, чтобы обнять, она наносит ему удар кинжалом и спешно покидает дворец, унося с собой пропуск. Девушка бежит к своему возлюбленному, рассказывает об убийстве Скарпиа, показывает Марио пропуска и сообщает, что казнь будет ложной. Влюбленные уверены, что они спасены, но тут появляются солдаты. Они стреляют, и пули вовсе не оказываются холостыми, как уверял Тоску Скарпиа. Марио убит. Обезумевшая от горя, Тоска бросается с крыши замка.
В феврале 1923 года с целью активной борьбы за создание нового революционного репертуара была учреждена Главная репертуарная комиссия — подразделение Народного комиссариата просвещения РСФСР. Главрепертком должен был рассматривать все произведения, предназначенные для публичного показа на сцене, эстраде или в кинотеатрах.
Помимо создания нового, проводилась и переработка старого материала. Требовалась мгновенная идеологическая переоценка оперного наследия. Тексты «буржуазных» опер решили переосмыслить.
Директор студии «Мамонт» (Мастерская монументального театра), возникшей в Петрограде в 1924 году, режиссер Николай Виноградов писал:
«Мы будем иметь новый театр тогда, когда будет создан новый репертуар. К сожалению, пока нет ни оперы, ни балета, ни драмы, созвучной Октябрю и достаточно мощной по формам. Очень сложен вопрос о новом репертуаре в опере. В мировом репертуаре нет ни одной оперы, сколько-нибудь созвучной нашим годам. Создание новой оперы потребует несколько лет работы. Академический театр оперы и балета осуществляет в этом сезоне смелую попытку – ставит три оперы с сюжетами, заново переработанными».
Было решено подогнать музыку «буржуазных» опер под новые идеологически верные сюжеты.
19 сентября 1924 года в МАЛЕГОТе (Малый Ленинградский оперный театр, сейчас – Михайловский театр) состоялась премьера оперы Джакомо Пуччини «Тоска» с новым текстом под названием «В борьбе за коммуну». Действие было перенесено в Париж 1871 года — времена Коммуны. Актриса Флория Тоска превратилась в русскую революционерку Жанну Дмитриеву.
Содержание нового сюжета сводилось к следующему:
«Последние дни Парижской коммуны. В соборе скрывается старейший предводитель коммунаров Делеклюз (в опере Пуччини — Анджелотти. — С. И.). При обыске собора глава версальской армии Галифе (аналог Скарпиа. – С. И.) обнаруживает красное знамя революции, а вместо фрески Страшного суда – картину коммунара Арлена (аналог Каварадосси. – С. И.), изображающую «Торжество коммунизма». Арлен и его невеста, русская коммунарка Жанна, схвачены отрядом версальцев. Чтобы узнать, где прячется Делеклюз, Галифе подвергает Арлена пытке. Жанна вынуждена выдать тайну. Галифе склоняет Жанну отдаться ему, чтобы спасти жизнь жениха. Жанна симулирует согласие, но, при получении приказа о расстреле «холостыми», убивает Галифе. После «казни» Жанна и Арлен мечтают уехать в Россию. Расстрел оказывается настоящим, и Жанна подвергается участи Арлена».
Декорации к спектаклю разработал художник А. Арапов, оркестром дирижировал Д. Похитонов.
Перед премьерой на сцену вышел Николай Виноградов и во вступительной речи заявил: «Постановка эта вызовет ожесточенные споры. Она будет взорвавшейся бомбой в театре».
Дальнейшее действие описывает оперный обозреватель Дмитрий Изотов:
«Открылся занавес – собор, колоссальная фреска, прикрытая завесой. С площади слышны пушечные и ружейные выстрелы. Вместо Анджелотти появляется Делеклюз – один из предводителей коммуны, с красным знаменем в руке и красной перевязью вокруг пояса:
Ах… все погибло
Баррикада пала –
Последняя опора коммунаров!
Коммуне спасенья нет. О, если от врагов
Уберечь хоть знамя это!
(бросает взор на фреску)
Здесь его спрячу. За него жизнь отдам я!
Однако заявка в виде эффектного начала не оправдалась. Критик писал: «Остов интриги «Тоски», взаимоотношения действующих лиц, их внутренние переживания, в сущности, мало изменились. Герои лишь переоделись».
Навязанная музыке революционная тема не имела, да и не могла иметь опоры ни в партитуре, ни в сценическом действии. Второй исполнитель партии Арлена Николай Печковский пишет в своих воспоминаниях:
«Углубленной работы над образом Каварадосси я тогда не проводил, так как не чувствовал слитности нового текста с музыкой Пуччини».
Вместо образа Марии Магдалины художник-коммунар Арлен писал в соборе фреску, прославляющую коммуну и «Всемирную Красную армию». Лирическая молитва Тоски Vissi d’arte, vissi d’amore превратилась в рассказ о тяжелой судьбе коммунаров:
Лишь любовь и труд наполняли
Жизнь мою на окраинах Парижа.
С нуждой боролась,
В работе тяжелой изнемогла.
Силы все сохраняла
Для борьбы священной
В рядах угнетенных рабов!
«Любовный дуэт из третьего действия оперы трансформировался в настоящее революционное действо, – пишет Дмитрий Изотов. –
Арлен: О, говори, я хочу тебя слушать! Всю жизнь опять вложить в борьбу готов я.
Жанна: Мысль о коммуне всемирной нас с тобой соединила. Боролись вместе мы на баррикадах и вместе мы умрем!
Арлен: Да, вместе мы умрем!
Оба: И если смерть нас ожидает
На нас смотрите вы –
Железные ряды солдат
Грядущей революции!
Вот коммунаров предсмертный парад!
В финале спектакля Жанна развертывала сохраненное красное знамя и, воскликнув «Коммуна – жива вовек!», падала, сраженная выстрелами версальцев. И в это время на заднике, в лучах восходящего солнца, возникала фреска, написанная Арленом – бойцы Всемирной Красной армии грозно ощетинившимися штыками защищали мертвую Жанну…»
Как и предрекал Николай Виноградов, переделка оперы Пуччини вызвала ожесточенные споры. Режиссер был вынужден признать, что спектакль не удался, но тем не менее вину он видел не в замысле, а в неудачах постановки.
«Виноградов согласился, что подобная переделка опер является «суррогатом», – пишет оперный обозреватель Дмитрий Изотов, – но выяснилось, что он преследовал просветительскую цель:
«Наши композиторы, занятые техникой своего мастерства, проспали революцию, пишут вещи, не соответствующие духу времени… Такие переделки являются своеобразным «крючком», при помощи которого композиторов можно заставить взяться за работу в современном духе».
Однако этот своеобразный «крючок» повлек за собой ряд неприятных последствий:
«В Москве, оказывается, настолько увлеклись идеей переделки, что решили попросту перекроить все оперы. Поэт Вадим Шершеневич, например, заканчивает переработку «Жизни за царя» в «Жизнь за Совет». Мы, – говорит Виноргадов, – переделываем, чтобы вызвать подлинное творчество, а они готовы довольствоваться подделкой». <…>
В отличие от критиков не искушенные в музыке рабочие зрители приняли постановку как яркий и красочный спектакль. Особенным успехом пользовались декорации А. Арапова, выполненные в традициях раннего конструктивизма».
И все же большинство оценок постановки «Тоски» на революционный лад были негативными. Трансформация получилась откровенно натянутой. Создателей спектакля обвиняли во всякого рода «ухищрениях» вместо решения пролетарских культурных проблем. «Пригвоздил» оперу «В борьбе за Коммуну» нарком просвещения Анатолий Луначарский, заявивший, что «Тоска» превратилась в пролетарскую тоску.
Спектакль прошел четырнадцать раз и был снят с репертуара. Планы о трансформации других опер не состоялись. Зритель так и не увидел постановки «Декабристов» на музыку Дж. Мейербера («Гугеноты») и «Бабёф» на музыку Р. Вагнера («Риенци»).
Сергей Ишков.
Фото с сайта ru.wikipedia.org