Наверное, мало сегодня найдется людей поколения 50+, которые не восхищались бы игрой артистов Юрия Никулина, Людмилы Гурченко, Алексея Петренко в знаменитом фильме Алексея Германа «20 дней без войны», пропуская события через собственное сердце.
Картина была снята в 1976 году. И вот, спустя почти полвека, совсем новый режиссер совершенно другого поколения Мария Федосова в спектакле «Так называемая личная жизнь» опять исследует тему возвращения людей к мирной жизни. Тему гораздо более сложную, чем кажется на первый взгляд.
– В нашем спектакле война проявляет в людях лучшие стороны, но бывает обратное, когда люди по малодушию разделяют себя и судьбу страны. Если этого не делать и воспринимать все, что с тобой происходит, через призму происходящего со страной, то это и есть личная жизнь, – комментирует название своего спектакля Мария Федосова.
Герою спектакля «Так называемая личная жизнь» военному корреспонденту Василию Лопатину выпадает провести 20 дней отпуска вне фронта. Только вот куда ему ехать? Дома больше нет. Супруга собирается вступить в новый брак, дочь- подросток находится вместе с бабушкой в эвакуации. И герой принимает решение провести эти два десятка дней в далеком Ташкенте, где киностудия взялась за съемки фильма по его очерку, вызвавшему большой интерес у читателей. Лопатин трясется в тамбуре проезда, поглядывая краем глаза на красивую девушку, стоящую у окна, и еще не знает, что это короткое путешествие перевернет всю его жизнь.
Герои этого очень тонкого, нежного, деликатного спектакля одиноки – каждый по своему. Стремление любить и страх потерять любимого в одночасье ставит каждого перед экзистенциальными вопросами: имеем ли мы право начинать жизнь сначала, кто наш ближний, что можно простить, а что нет, и как перестать делить людей на своих и врагов?
В спектакле совершенно потрясающе сыграли центральные роли Андрей Кайков (Лопатин), Мария Белоненко (Ника), Анастасия Бусыгина (Жена), Алиса Богард (Зинаида Антоновна). Обращают на себя внимания высоким профессионализмом работы артистов Алексея Захарова, Константина Днепровского, Дмитрия Карпеева, Анфисы Ломакиной, Юрия Сазонова, Валерия Шелофаста.
Художник Ольга Кузнецова, работая на замысел спектакля «жизнь – это странствие», ловко преобразует пространство сцены из вагона поезда в коридор многокомнатной коммуналки, из пустого павильона киностудии – в грузинский дворик. Из круговерти лиц, событий, локаций возникает главная нота спектакля: самое дорогое, что происходит с человеком на земле – это люди, которые встречаются на пути.
Спектакль получился жесткий, чувственный, лиричный, завораживающе красивый. И абсолютно достоверный. Пожалуй, это лучшая постановка о Великой Отечественной войне, которую мне удалось увидеть за последние годы в столичных театрах.
Елена Булова.