«Мой Суриков»: встреча с Андреем Кончаловским

3 и 4 ноября телеканал «Россия-Культура» покажет премьеру фильма-монолога Андрея Кончаловского «Мой Суриков».

Встреча с режиссером, народным артистом России Андреем Кончаловским состоялась в Русском музее в рамках самой масштабной за последние 90 лет выставки произведений Василия Сурикова, посвященной 175-летию со дня рождения художника (1848 – 1916).

Андрей Сергеевич рассказывает о времени, эпохе, жизни и главных мотивах творчества прадеда, происходившего из казачьего рода. О своем восприятии его живописи Андрей Кончаловский говорит так:

«Суриков впитал в себя, с одной стороны, жесткость кровей сибирских казаков, не боящихся ничего, а с другой стороны ― глубокое восприятие живописи гениев цвета ― от Возрождения до Сезанна».

Народный артист поведает о первых живописных опытах Василия Сурикова и его учебе в Санкт-Петербургской Академии художеств. Уже в студенческие годы Василий Иванович сформировал свой стиль и новый тип композиции, при котором эмоции большого количества персонажей отражают глубокий смысл изображаемого события.

Прозвучат размышления Андрея Кончаловского об изобразительном приеме своего предка и мифах вокруг его полотен; о жанре «исторической картины» и «симфонии лиц» художника; о его фанатичном пристрастии к деталям. В числе известных исторических полотен Василия Сурикова ― «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове».

Андрей Кончаловский также делится своими многолетними наблюдениями о различии кинематографа и живописи; мыслями о национальном духе и культуре, а также о том, как наследие прадеда вдохновляет его на собственные искания.

«Я спорил с Тарковским. Он говорил: нужно созерцание. Я отвечал, что в кино невозможно созерцать ― человек ждет изменений. Если хочется созерцать, то лучше заниматься живописью. Мы на эту тему много спорили, я тоже сначала пытался… Делал бесконечные пейзажи в первой картине ― пять секунд, восемь секунд, десять секунд. Монтажер, пожилая женщина, говорит: «Андрей, невозможно уже». А я: «Нет, еще давай!» Сейчас смотрю и думаю: а зачем?! Законы другие», ― вспоминает кинематографист.

Инна Шкарбанова.

Фото предоставлены пресс-службой ТК «Россия-Культура»

Добавить комментарий