Скоро, скоро поклонники суперпопулярного романа Фицджеральда увидят его новое воплощение на московской сцене! Спектакль «Ночь нежна» ставит Екатерина Половцева. Ее замечательные работы по знаменитым произведениям мировой классики вошли в список любимых зрителями спектаклей. Спектакль «Ночь нежна» на сцене «Дворца на Яузе», премьера которого состоится 14 января, это совместный проект с известным продюсером Леонидом Роберманом по мотивам одноименного романа Фицджеральда.
«Ночь нежна» — роман, основанный на реальных событиях, – по праву считается одним из лучших романов писателя, и сам автор считал роман своим шедевром. В 1998 году Современная библиотека поставила роман на 28-е место в своем списке 100 лучших англоязычных романов XX века.
«Для меня это один из главных романов в моей жизни, – говорит режиссер Екатерина Половцева. – Я испытываю противоречивые чувства каждый раз, когда думаю о нем. С одной стороны — восторга от изящества и невероятной красоты, разлитой в воздухе этой истории, с другой стороны – острой боли от того, что творится в душах героев. Меня интересует и затягивает история травмированности личности, возникает много вопросов о различных психологических зависимостях и сломанных жизнях, о возможности исцеления и тяжелом душевном труде. Исследование подобных тем неминуемо заставляет посмотреть и на свою жизнь под этим углом и задать себе неудобные вопросы — а кто я в этой истории?».
«У меня есть ощущение, что начинается иной период в режиссуре. И период этот связан с женщинами. Время воплей и выкриков уступает место шепоту и тишине, а молчание порой говорит громче любых слов. И если мужики-режиссеры будут продолжать рубить топором, то так, топором, и целый лес вырубят… А женщины могут даже срубленному и выпиленному придать определенную форму и красоту.
Екатерина Половцева сама предложила к постановке роман Фицджеральда — и я с радостью согласился. Не знаю ни одной другой такой чувственной книги, в которой есть и глубокий психологизм, и тонкая философия. Это роман о человеке, который мог бы иметь все, что нужно для счастья, но так бездарно все это растерял. Я думаю, что каждому из нас дано свыше, но дар можно принять с благодарностью, оценить и сберечь. Либо, наоборот, растранжирить и разбросать по жизни. Стоит задуматься», – говорит Леонид Роберман.
Актриса Ольга Лерман: «Это будет история людей, которые взяли на себя не свою ношу. Каждый из героев. Согласно правилам, которые им диктует социум, они совершают определенные поступки, произносят определенные реплики и при этом внутри себя находятся в совершенном диссонансе. Поступки противоречат мыслям, мысли противоречат поступкам. Фицджеральд здесь – это роскошь, Ривьера, бриллианты, загородные дома, красивые мужчины, красивые женщины. А под этой всей красивой оболочкой – искалеченные души, разрушенные жизни. Отсутствие жизненной энергии. Вот об этом хочется говорить. Что душевное благосостояние важнее внешнего, материального. Всегда. А сегодня как никогда. Моя героиня – женщина с ментальным расстройством. Это мне не близко совсем. Я здоровый человек, хочется в это верить, хоть и довольно эмоциональный. Но шизофрения – серьезное заболевание, а играть больного всегда проблема. Это довольно сложно сделать документально, потому что все равно будет вранье. Надеюсь, что мы найдем тот ключ, который позволит мне и Маше Рыщенковой (мы обе исполняем роль Николь) существовать в этой роли правдиво, при этом не сойти с ума самим».
Актриса Мария Рыщенкова: «Я очень люблю роман «Ночь нежна», кроме того, что он откликается во мне эмоционально, заставляет размышлять над вопросом, как человек, такой яркий и талантливый, безусловная личность… вдруг оказывается в точке «ноль», в потере себя, своей воли, вектора жизни. Трагическая тема полнейшего краха прекрасного и мощного человека. И ведь в жизни так часто случается – люди невероятно сильные и яркие вдруг становятся «стертыми» лицами. Любовь в этом романе и в нашем спектакле дана в разных ее проявлениях – это и эгоистическая любовь, где один человек использует другого, манипулирует, и любовь жертвенная, и всепрощающая. Мне очень нравится сложность формы, в которой мы существуем. Безусловно, очень сложная инсценировка Екатерины Половцевой. Она похожа на психоанализ, когда вы открываете для себя разные ракурсы взгляда на одно и то же событие. Это вообще интересно, как мы, находясь в одной и той же ситуации, воспринимаем ее совершенно по-разному. Репетируя свою роль, я пытаюсь выстроить путь от серьезной психологической травмы, которая выбила мою героиню из реальности, до обретения ею себя самой, освобождения от того ужаса, который ей когда-то пришлось пережить. Хочется показать, что, несмотря ни на что, свет в конце туннеля возможен. Моей героиней движет такая жажда жизни, жажда сохранить себя! Какая-то невероятная внутренняя сила. Мне кажется, будь она другим человеком, она просто не прошла бы тот путь, который ей удалось пройти. И вот эта способность прийти к некой ясности восприятия мира, умение победить самые страшные страхи, преодолеть их…»
Артист Александр Матросов: «Имя Екатерины Половцевой – причина того, что я согласился принять участие в проекте. В моем родном Театре имени Пушкина она делала замечательную работу по Островскому – «Не от мира сего». В РАМТе я смотрел ее «Мизантропа». Это неподъемная, зубодробительная пьеса, которая никогда никого не устраивает – ни актеров, ни зрителей. И вдруг я смотрю спектакль и понимаю, что это блестяще придумано. Все отзывается. Такое же сложное произведение у Фицджеральда. И большая интрига – что же у Кати с нами вместе получится – меня очень куражит! Инсценировку она написала потрясающую. Как будто бы поставила перед зрителем сразу несколько линз, мы вместе с ней разглядываем героев Фицджеральда в разных степенях приближения и с разных ракурсов. И стараемся увидеть не просто автобиографическую историю про богачей с их «богатыми» проблемами, но и живых людей, чья боль отзывается в нашей собственной душе…»
Ирина Шведова.
Фото предоставлены пресс-службой проекта