Как цифра помогает повышать качество обслуживания

Управление «Мосводосбыт», производственное подразделение АО «Мосводоканал», отметило в феврале 93 года с момента своего образования. Сегодня к его задачам относятся работа с абонентами в части заключения и исполнения договоров холодного водоснабжения и водоотведения, получение и обработка показаний водосчетчиков, сбор средств за оказываемые компанией услуги водоснабжения и водоотведения, а также постоянный контроль качества сточных вод абонентов с целью предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. Сотрудников подразделения периодически привлекают к просветительской и информационной деятельности АО «Мосводоканал».

Главный показатель эффективной работы коллектива – собираемость ­платежей, которая сохраняется последние годы на устойчивом высоком уровне (до 99-100 %). Этому способствует внедрение цифровых технологий и ежегодное расширение функционала информационных ресурсов. Цифра помогает повышать качество обслуживания потребителей, увеличить скорость обслуживания абонентов и положительно влияет на собираемость платежей. Расскажем о некоторых проектах Мосводосбыта, которые успешно заработали в 2024 году или находятся на соответствующем этапе выполнения в 2025-м.

Через mos.ru — быстро и легко

С 2024 года АО «Мосводоканал» совместно с профильными департаментами разрабатывает функционал подачи заявки и заключения договоров, в том числе на период выполнения подключения строящихся или реконструируемых объектов, при помощи официального портала мэра и правительства Москвы (mos.ru). Станет намного проще заключать договоры на промывку и дезинфекцию внутриплощадочных или внутридомовых водопроводных сетей, на оказание инжиниринговых услуг при строительстве (реконструкции) заказчиком водопроводных или канализационных сетей, а также заключать договоры холодного водоснабжения и водо­отведения.

Планируется, что данная опция должна заработать в 2025 году.

Мобильное приложение упрощает уборку снега

В связи с введением нового порядка работы между участниками процесса уборки снега в 2023 году организации, относящиеся к Комплексу городского хозяйства, переведены на использование мобильного приложения «СНЕГ» вместо применения морально устаревших пластиковых карт. С 2024 года все коммерческие организации полностью переведены на использование данного мобильного приложения при утилизации снега на снегосплавных пунктах Мосводоканала.

Для бюджетных организаций зимой 2024 – 2025 открыт функционал по подаче заявок на заключение технического договора по утилизации снега в электронном виде через «Подсистему учета объемов снега Автоматизированной системы управления «Объединенная диспетчерская служба ДЖКХ г. Москвы» на портале поддержки участников процесса уборки снега в столице.

Подать заявку онлайн в любое время суток

Для удобства взаимодействия с клиентами в 2024 году стал доступен еще один способ подачи заявки и заключения договора холодного водоснабжения и водоотведения в электронной форме. В результате сегодня подать заявку можно в любой день недели и в любое время суток (24/7) следующими способами:

– через личный кабинет юридического и физического лица на официальном сайте АО «Мосводоканал» (реализация 2024 года);

– посредством функционала личного кабинета на сайте оператора электронного документооборота sbis.ru.

Все статусы рассмотрения заявки открыты для клиента в его личном кабинете.

Для физических лиц прорабатывается вопрос по реализации этого функционала в специальном мобильном приложении «МОСВОДОКАНАЛ».

Чем удобна цифровая система для абонентов?

В 2024 году успешно заработало мобильное приложение «МОСВОДОКАНАЛ», которое можно бесплатно установить на цифровое устройство с любого маркетплейса – Google Play, Apple App Store, RuStore и др. Данная система позволяет абонентам, осуществляющим прямые расчеты с Мос­водоканалом за услуги водоснабжения и водоотведения:

– передавать показания приборов учета воды, в том числе по их фотографии;

– передавать сведения о показаниях при выполнении работ по поверке или замене водосчетчиков;

– просмотреть квитанцию;

– изменить способ доставки квитанции;

– оплачивать услуги водоснабжения и водоотведения;

– получать сведения о взаиморасчетах;

– подавать заявления на льготы по услугам­ АО «Мосводоканал»;

– подавать заявления по изменению численности проживающих;

– корректировать паспортные данные абонента по абонентскому номеру (сведения о паспорте гражданина РФ, заграничном паспорте, свидетельстве о рождении);

– передавать сведения об авариях на линиях водоснабжения и водоотведения;

– задать вопросы с помощью чат-бота.

Кроме мобильного приложения, для удобства жителей разработаны различные способы подачи показаний индивидуальных приборов учета, включая возможность передачи показаний «умными счетчиками» через облачные сервисы производителей приборов, а также непосредственно управляющими компаниями через их личный кабинет на сайте АО «Мосводоканал».

К тому же жители теперь могут самостоятельно вносить сведения в личном кабинете физических лиц о наличии льготников, чтобы потом воспользоваться мерами социальной поддержки по оплате услуг.

В помощь контролерам

Для контролеров водопроводного хозяйства АО «Мосводоканал» также разработано мобильное приложение, упрощающее процедуру фиксации показаний приборов учета потребителей, с дополнительным внедрением функционала распознавания показаний приборов учета по фотографии прибора учета.

Также заработал функционал интеграции биллинговой системы АО «Мос­водоканал» с ФГИС «Аршин» по синхронизации данных о поверке приборов учета расхода воды. Напомним, что федеральная система (ФГИС) «Аршин» Росстандарта – специализированная онлайн-платформа, предназначенная для учета и хранения сведений, касающихся результатов поверки средств измерений.

Цифровые приборы учета

Совместно с профильными департаментами Мосводосбыт начал проект по подключению к автоматизированной системе учета потребления ресурсов общедомовых приборов учета в многоквартирных домах москвичей. Благодаря его реализации в 2025-2027 годах заменят около 29 тысяч аналоговых водосчетчиков, находящихся в собственности Мосводоканала, на цифровые приборы.

Еще один проект, над которым работают специалисты Мосводоканала совместно с Департаментом информационных технологий, позволит расширить перечень услуг, предоставляемых в электронной форме на официальном портале мэра и правительства Москвы (mos.ru) в части АО «Мосводоканал»: «Получение сведений о поверке/замене квартирных приборов учета жителей многоквартирных домов» и «Передача показаний и оплата начислений по квартирным приборам учета жителей многоквартирных домов». Данные сервисы планируется запустить в этом году.

Дистанционное снятие показаний

Завершен проект по оснащению более 650 узлов приборов учета, расположенных в колодцах, водосчетчиками с передатчиками для дистанционного снятия показаний. Это позволило отказаться от снятия показаний силами рабочих бригад производственных управлений Мосводоканала.

Инфобота обучат новым языковым моделям

В 2023 году начал работу по приему обращений на горячую линию Мосводоканала голосовой помощник «Инфобот», в том числе он принимал и аварийные заявки. В настоящий момент роботом обрабатывается 56% обращений и до 90% аварийных заявок. В 2024 году начаты работы по модернизации программного обеспечения горячей линии и мобильного приложения с применением GPT технологии и новой языковой модели, которые планируется завершить в 2025 году.

Контроль за сточными водами

Мосводосбыт осуществляет контроль качества сточных вод абонентов, чтобы предотвратить негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

В сентябре 2024 года в личном кабинете абонента на сайте Мосводоканала усовершенствован сервис по составлению деклараций о составе и свойствах сточных вод в электронном виде. Это помогает абонентам избежать ошибок при составлении деклараций, проводить проверку внесенных значений загрязняющих веществ, подписать этот документ с помощью ручной или электронной подписи.

В настоящее время разрабатывается калькулятор, позволяющий рассчитать плату за негативное воздействие и за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод по внесенным значениям загрязняющих веществ в декларацию.

Расчет и доставка платежек за один день

Проведена автоматизация процессов начисления, позволяющая сократить сроки выставления платежных документов в адрес потребителей. В результате в течение одного дня происходит расчет и доставка документов для оплаты услуг 95 % абонентам.

Бумажный перерасчет ресурсов за коммунальные услуги исключается

В связи со значительным увеличением количества абонентов до 376 тысяч, в основном за счет заключения прямых договоров между собственниками помещений многоквартирных домов и ресурсоснабжающими организациями, разработан функционал по выполнению в автоматическом режиме перерасчетов за потребленные коммунальные услуги на основании представленных через электронные сервисы показаний, без необходимости направления обращений.

«Юрробот» — помощник в борьбе с должниками

Для улучшения работы с должниками и истребованию задолженности с юридических лиц в судебном порядке Управлением «Мосводосбыт» в 2024 году разработаны возможности по электронному взаимодействию с Арбитражным судом г. Москвы с помощью системы «Юрробот». Система в автоматическом режиме формирует и направляет комплект документов в суд.

Проведена доработка опции по истребованию задолженности с физических лиц с помощью автоматизации процесса по истребованию задолженности в судебном порядке. По итогам 2024 года Управлением «Мос­водосбыт» в судебные участки направлено более 136 000 заявлений о взыскании задолженности на общую сумму более 600 млн руб.

В настоящее время проводятся мероприятия по доработке программного обеспечения автоматизации процесса по сотрудничеству с Управлением Федеральной службы судебных приставов. Обмен данными в рамках исполнительного производства позволит автоматизировать мониторинг хода исполнительного процесса на любом этапе работы.

Итоги работы по цифровизации в Мосводосбыте за 2024 год

  • Собираемость платежей стабильно составляет 99-100%.
  • Количество визитов клиентов в офис Мосводоканала сократилось в 10 раз – с 500 до 50 в день.
  • Время ожидания клиентом ответа оператора горячей линии сократилось с 130 секунд до 16 секунд (в 8 раз).
  • В результате применения новых технологий и сдельной оплаты труда количество обходов на одного контролера в месяц увеличилось в 2 раза – с 600 до 1200.
  • Штатная численность Управления «Мосводосбыт», несмотря на 15-кратное увеличение количества клиентов с 2004 года, осталась без изменений.

Нина ДОНСКИХ.

Добавить комментарий