Как сообщил в ходе пресс-конференции в НСН автор соответствующего законопроекта, зампредседателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов, под этот запрет может попасть реклама 37 видов эзотерических, духовных и энергетических услуг.

Под эзотерическими, духовными и энергетическими услугами в законопроекте понимается деятельность и консультационные услуги, оказываемые организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами, называющими себя: алхимик, астролог, аурадиагност, биоэнергетический терапевт, ведьма, духовный наставник, игропрактик, космоэнергет, кристаллотерапевт, маг, медиум, нейрограф, нейрокодировщик, нумеролог, нутрициолог, практик осознанных сновидений, расстановщик, регрессолог, рейки-мастер, рунист, рунолог, специалист по васту, специалист по тантре, специалист по фэншуй, таролог, хилер, хиромант, цифропсихолог и многие другие.
Как отметил Андрей Свинцов, этот перечень из 37 видов эзотерических, духовных и энергетических услуг не является финальным списком, так как в дальнейшем он, возможно, будет пополняться, если, например, кто-то из попавших под запрет попытается выйти на рынок под новым названием.
По его словам, данную борьбу он начал 9 месяцев назад, но изначально речь в законопроекте шла о запрете рекламы деятельности только тарологов: «В начале ноября 2024 года я предложил законопроект, который запрещает две вещи: прямую рекламу в СМИ, а также упоминания, которые могут быть истолкованы как рекламный пост (т. е. косвенная реклама, где впрямую не говорят, что это услуга, что она сколько-то стоит, но вся информация свидетельствует о том, что это реклама). Я начал эту борьбу с одной конкретной позиции, а именно с тарологов. Я в Госдуме с 2000 года, и все эти годы я наблюдал, как прекрасные законопроекты заваливались различными экспертами, какими-то клерками, которые пишут так называемые отрицательные отзывы, ссылаясь на какие-то формулировки, на какие-то неточности, на какие-то юридико-технические аспекты того или иного предложения. За все годы работы в Госдуме я неоднократно наблюдал, как некоторые депутаты озадачивались борьбой с этой нечистью и вносили соответствующие законопроекты. Они были толстенные, там было много текста, много разных формулировок, и всегда находились эксперты, которые давали отрицательное заключение как раз пользуясь тем, что законопроект толстый, длинный, в нем есть, за что зацепиться. И всегда результат был один: вроде бы, законопроект все поддерживали, но тем не менее его отправляли на доработку и до свидания… Поэтому я, имея такой богатейший опыт, прописал в своем законопроекте всего два понятия: первое – это тарологи, и второе – это запрет прямой рекламы и положительных отзывов, которые могут восприниматься нашими гражданами как реклама. Я этот законопроект внес в Госдуму, чем вызвал шквал негатива в свой адрес. Но я это заранее понимал и был готов вынести, так как я взялся за такую сложную и важную задачу».
В ходе обсуждения этого законопроекта Андрея Свинцова часто спрашивали, почему запрет касается именно тарологов, а, скажем, не астрологов или нумерологов.
«На это я объяснял, что чем сложнее будет закон, тем быстрее его «замотают». Мне нужен простой закон. Он изначально был на одной страничке и состоял всего из двух абзацев. То есть спорить там было не с чем. Вы либо за, либо против», – пояснил Андрей Свинцов.
По его словам, коренным образом ситуация изменилась в феврале 2025 года, когда этот законопроект публично поддержал патриарх Кирилл: «Он сказал, что РПЦ поддерживает запрет рекламы эзотерических услуг, в том числе и тарологов. И после этого, конечно, позиция депутатов Госдумы поменялась в корне. Меня перестали воспринимать как человека, который занимается какой-то несерьезной работой, а начали вникать, создали рабочую группу в Госдуме, которую возглавила председатель Комитета по делам семьи Нина Останина».
Результатом работы данной рабочей группы и стал список из 37 видов эзотерических, духовных и энергетических услуг.
Многих российских семей эта проблема, к сожалению, уже касается непосредственно, так как в 2024 году, по оценкам экспертов, российские граждане потратили на оплату эзотерических услуг 2 трлн рублей, которые были вытащены из семейного бюджета.
Вообще, по словам автора законопроекта, всякого рода эзотерики и «духовные наставники» негативно влияют на семейные отношения: «Психологические практики нацелены на то, чтобы докопаться до внутренних чувств, а это влияет на отношения в семье. В основном такими вещами занимаются девушки в 35+ лет, которые собираются из этой семьи уходить. У них дети, муж, но они поняли, что должны жить для себя, наплевать на мужа и так далее. Люди под влиянием эзотериков или духовных наставников главной своей целью видят создание нереального комфорта для себя. Задача всех магов, чакрологов убедить человека, что он – это высшая ценность. Если его муж, жена, работа не устраивает, то он должен наплевать на это, заняться своим внутренним развитием. Все это приводит к тому, что человек оказывается в одиночестве, в сознании общества это просто шизофреник».
Как предостерег еще один участник пресс-конференции, юрист, правозащитник бизнеса в сфере образования Антон Ивлев, запрет на рекламу эзотерических услуг может привести к тому, что они будут уходить в подполье. По его словам, важно что законодатели с учетом уже сложившейся мировой практики предложат дальше. В Швейцарии, например, подобная деятельность приравнивается к мошенничеству и квалифицируется как уголовное преступление, а в США таким специалистам выдают свидетельства и лицензии. По какому пути пойдем мы, покажет время.
Сергей Ишков.
Иллюстрация нейросети Kandinsky








