Кино по выходным. Старые песни, новые смыслы

Многие уже посмотрели новый фильм Антона Мегердичева «Плагиатор». Режиссер известен по фильмам «Метро», «Сердце Пармы» и «Движение вверх». В аннотациях и рецензиях картина фигурирует как музыкальная мелодрама, комедия, фантастика, мюзикл – вся палитра жанров развлекательного кинематографа.

По сценарию, герой перемещается, причем неоднократно, в прошлое, конкретно – в 10 июля 1991 года (в киоске «Союзпечать» газета с датой и фотографией Ельцина). Сколько уже использовался сюжет под условным названием «машина времени», а все еще не иссяк источник идей, рожденных мечтой человека о преодолении необратимости времени. В жизни нельзя, и тут на помощь приходит искусство. В данном случае, «важнейшее для нас», каковым было и остается кино.

«Одновременно открывают атом, и гениальность стала плагиатом» – эта строка из стихотворения Андрея Вознесенского очень подходит для описания роли творчества в современном мире массового искусства.

Музыкант Егор (Роман Евдокимов), уже несколько лет работающий над своим альбомом, для заработка, но и не только, поет в караоке, чем вызывает недовольство своей девушки Юли (Стася Милославская). Однажды, во время записи трека новой песни, Егор через открывшийся временной портал попадает в прошлое и оказывается в квартире художника и его натурщицы (Виталий Кищенко, Ирина Пегова), которые были так увлечены творческим процессом, что несильно удивились, увидев выпавшего из шкафа голого человека – ну, богема, напился чувак и случайно заснул в шкафу – бывает.

Татуировка у него какая-то странная.

Отправившись за сигаретами с напутствием: «Только купи «Яву» явскую, а не этот «Дукат», герой после череды узнаваемых происшествий эпохи 90-х попадает на Арбат, где покоряет публику феерическим исполнением хитов «Я уеду жить в Лондон» (2012 г., Лепс, Тимати), «Не уходи, постой» (1995 г, Агутин), «Рюмка водки» (2002 г., Лепс), «Яблоки на снегу» (1987 г., Муромов) и других, написанных в конце 90-х – начале 2000-х. «Сколько у тебя еще таких песен?» – спрашивает авторитет-мафиози Гарри Маратович (Марат Башаров). «На 30 лет хватит» – отвечает плагиатор поневоле, понимая, что на исполнении песен, ставших хитами в будущем, можно хорошо заработать.

Но отвлечемся от сюжета, спойлер – не наше амплуа. Основная мысль, которая довольно прозрачно прослеживается на протяжении всего экранного времени – это невозможность изменить настоящее, поменяв какие-то события в прошлом. Поменяешь одно – за ним последует что-то другое, незапланированное, неожиданное и чаще всего нежелательное. Кто кем станет, кто с кем будет, что будет с близкими людьми в будущем? Как это неоднократно показывалось в фильмах с подобной фабулой, герой встречается в прошлом со своей молодой матерью (Аглая Шиловская). Кстати, герои зачастую встречаются и с самим собой в молодости, и не надо здесь говорить о плагиате с каких-то американских фильмов, как пишут авторы нескольких однотипных рецензий.

Пишут, не глядя на экран, банальности с приписыванием произведению своих грехов: фильм слабый, не выполняет своих задач, актеры недотягивают.

Аналогично писали про фильм «Говорит Земля».

Еще в 1993 году Эльдар Рязанов в фильме «Предсказание» использовал прием воскрешения прошлого героя, блистательно сыгранного Олегом Басилашвили. Можно еще вспомнить фильм «Пара из будущего», «Артек. Сквозь столетия» и многие другие.

Пытаясь изменить судьбу матери и отца, Егор сам в результате оказывается совсем другим человеком, а он ведь этого не хотел! Редактирование прошлого – неблагодарное занятие, хотя, как говорится, мы не можем изменить будущее, так как его еще нет, а вот прошлое – сколько угодно! Многочисленные фейки в СМИ, манипулирование историческими фактами, переворачивание идеологических постулатов с ног на голову, перестановка акцентов в геополитической игре, подтасовка событий и роли политических фигур, снос памятников, в конце концов – разве это не перестановка грязными руками фигур на шахматной доске истории или выхватывание из рукава в нужный момент козырного туза?

Однако же фильм, к счастью, не так нагружен смыслом, как могло бы показаться. Это, скорее, зрелищное кино, такой музыкально-фантастический фейерверк звука, цвета и движения в кадре. Массовыми сценами на улицах картина напоминает фильм Валерия Тодоровского 2008 года «Стиляги» – один из лучших современных фильмов о формировании личности, любви и свободе.

Затрагиваются в фильме и так называемые «семейные» ценности. Отец будущей невесты Егора Юли (Максим Лагашкин) недоволен его неприбыльными занятиями музыкой и достаточно откровенно (кулаком в лицо) намекает, что никакой свадьбы не будет, пока жених не начнет хорошо зарабатывать. Как тут не вспомнить былые времена, когда родители сами решали, что нужно их детям и за кого можно замуж выходить. По итогу из-за очередной временной инверсии Егор чуть было не потерял Юлю, но был вознагражден благодаря возвращению в настоящее время. И вот они уже вдвоем с Юлей на Арбате, и она тоже поет (лучше бы она этого не делала), сидя в красивой позе в combat boots (ботинках в стиле милитари), песню, как бы написанную Егором «Я буду там». На самом деле песню написал Антон Беляев, и вот текст ее первого куплета:

Там, где ветер касается пены волн,
Где деревья качаются под окном,
Там, где горы поют ветрам,
Я буду там.

Там, где друг твой ищет свою судьбу,
Там, где звуки превращаются в тишину,
Где ребенок верит своим мечтам, –
Я буду там…

P. S. Про рекламу. Для успешного проката важно, как фильм рекламируется по телевидению. Реклама на федеральных каналах была, но крутился только один трейлер с песней «Не уходи, постой» и условно-восторженными отзывами зрителей, которые, видимо, не совсем поняли, о чем фильм. Онлайн-кинотеатр ОККО пока «Плагиатора» не показывает и даже не рекламирует.

Про аудиторию. Во время нашего посещения кинотеатра «Формула кино» в ТРЦ «Хорошо!» возле станции метро «Полежаевская» в огромном зале находились, кроме нас, три сильно пожилые женщины. Наверное, вспомнили себя 40-летними, случайно попавшими на дискотеку 90-х и оторвавшимися по полной в окружении молодежи. Да, и эпизод в караоке в самом начале фильма вызвал непреодолимое желание спеть. Фильм во многом про нашего сына Владимира, лучше всех поющего в любом караоке, и при любом стечении народа – человек-праздник, одним словом. А праздника нам всем ох как не хватает.

По окончании сеанса увидели множество молодых людей, пришедших в ТРЦ развлечься и поесть на фуд-корте. Кино их, видимо, совсем не интересует.

Про репертуар. Во время рекламы перед просмотром насчитали четыре американских фильма, вышедших в наш прокат. Ожившие ужастики, чудовища и прочая нечисть, от которой надо срочно спасать мир. Голливуд рулит! Впечатление по незабываемому Михаилу Задорнову – «Ну они и тупые!»

Забудьте про заблудшую экономику, кусачие цены и зловредную политику. Сегодня страна на грани, потому что русские опередили мир по запасу счастья. Счастье – удел удачливости личной судьбы.

Фильм «Плагиатор» о том, что все зависит от нас самих.

Работа Антона Мегердичева наследует принципы литературной классики девятнадцатого века Достоевского, Толстого, Чехова – познание феномена человека в художественной форме. Автору можно присудить honoris causa степень доктора наук по синергетике за фильм – научный доклад, доказавший, что естественная судьба человека единственно верная.

Возможно, в фильм влезли не все версии судьбы главного героя и его приближенных. Остался только троекратный репрезентативный набор – всесильный олигарх превращается во всемирно известного несчастного виолончелиста и детей бог не дал. В этой версии любимая Юля не родилась. Или респектабельный Егор Романович Лавренович в роли крупного банкира. Тут Юля присутствует, неудачница в замужестве с домашним тираном, глубоко вторичным мужичком.

Чудесный развлекательный фильм на густой философской закваске радует душу, создает настроение, освещает путь в будущее и придает волю к жизни.

Объединяет разнообразие людей в гармоничный ансамбль их эпицентра на Арбате 10 июля. Место встречи изменить нельзя. Дату тоже нельзя. Мы все тут плагиаторы эстетической классики в Третьем Риме, наследнике исчезнувшей Византии. Фильм длинный  – 2 часа 6 минут, но не утомляет, а радует.

Кино в России больше чем кино. Признаком успеха становится появление натужных заказных рецензий о вторичности фильма относительно Голливуда. Оружейная мягкая сила безошибочно работает по высотам прогресса русской культуры.

Хочется закончить на жизнеутверждающей ноте. Наше кино – лучшее. Как говорит Никита Михалков в конце каждой передачи «Бесогон»: «Так выпьем же за победу. За НАШУ победу!»

Все зависит от нас самих. Это была главная мысль фильма и одноименная песня, исполненная в нем («Всё зависит от нас самих», 2014 г., Ёлка).

Сочиняй, удивляй, удивляйся, люби!
Без сомнений встречай повороты судьбы.
Смысл жизни ищи, и в сомненьях любых
Помни, что ты сильнее, сильнее!
Сильнее люби,
Выбирай только сердцем своим,
И раскрашивай счастьем своим каждый миг.
Безбоязненно против теченья плыви,
Пробуй новое, светлое! Помни, что здесь…
Всё зависит от нас самих,
Всё зависит от нас самих!
Ничего в мире нет такого,
Что не подвластно было б нам!
Никогда не сдавайся!
Забудь о ничьих,
И для этого есть сотни тысяч причин.
Полыхай и искрись, словно звёзды в ночи!
Обязательно птицу-мечту – распишись, получи.
Доверяй только чувствам своим,
Оставайся собой, а не кем-то другим!
Если просят о помощи – то помоги.
Если силы кончаются – помни, что здесь…
Всё зависит от нас самих,
Всё зависит от нас самих!
Ничего в мире нет такого,
Что не подвластно было б нам!
Не отдавай свою свободу!
Не отдавай свою свободу!
Не отдавай свою свободу!
Всё зависит от нас самих,
Всё зависит от нас…
Ничего в мире нет такого,
Что не подвластно было б нам!
Всё зависит от нас самих,
Всё зависит от нас.

Наталья Вакурова, Лев Московкин.

Добавить комментарий