9 октября в Московском музыкальном театре «Геликон-опера», в Белоколонном зале княгини Шаховской состоится премьера оперы Сергея Прокофьева «Маддалена» (либретто композитора по одноименной пьесе Магды Ливен-Орловой).
Режиссер-постановщик – Илья Ильин. Дирижер-постановщик — Валерий Кирьянов. Художник-постановщик — Ростислав Протасов. Художник по свету — Денис Енюков. Хормейстер — Евгений Ильин. Хореография — Ксения Лисанская. Художник по видеопроекции — Александр Андронов.
К своему юношескому произведению сам автор относился с особенной любовью. Но таинственная «Маддалена» так и не была исполнена на театральных подмостках при жизни композитора. Прокофьев посвятил «Маддалену» своему другу, композитору Николаю Мясковскому, ценившему ее очень высоко. Двадцатилетний Прокофьев надеялся на постановку сразу после окончания Санкт-Петербургской консерватории силами студентов консерватории, но опера оказалась слишком сложной для певцов. Оркестровка осталась незавершенной, а рукопись считалась утраченной, пока ее не обнаружили в архиве «Российского музыкального издательства» в 1954 году в Париже и передали в собственность «Boosey & Hawkes».
В 1970-е годы вдова Прокофьева Лина Кодина передала рукопись «Маддалены» известному английскому дирижеру и композитору Эдварду Даунсу, который и завершил партитуру. Под его управлением опера впервые прозвучала в эфире радиостанции «BBC», а 28 ноября 1981 года «Маддалена» наконец была представлена зрителям на музыкальном фестивале в Граце (Австрия).
В 2026 году весь мир будет отмечать важную дату — 135-летие со дня рождения Сергея Прокофьева, и новая жизнь этого раритетного произведения в «Геликоне» обретает особый смысл.
В этой опере — много загадок. Кто такая главная героиня, каковы мотивы ее поступков в дальнейшем? Почему Прокофьева заинтересовал данный сюжет? «Это абсолютно трагичная история с признаками детектива, — уверен режиссер-постановщик «Маддалены» Илья Ильин. — Кто такая Маддалена? Женщина-загадка, женщина-тайна, женщина-мистификатор? Камерный формат оперы, при этом большой симфонический оркестр, а на сцене — всего три артиста. Очень короткое действие и очень много вопросов. Собственно, наша задача — ответить на эти вопросы для себя, по крайней мере. И, надеюсь, для зрителей».
Эксклюзивная особенность постановки — интерактивное действие в Фойе С. Зимина «Ночной венецианский карнавал», которое станет частью спектакля и начнется за 30 минут до действия в Белоколонном зале. Во время «Ночного венецианского карнавала» будет звучать музыка итальянского композитора Отторино Респиги, а артисты хора по канонам дель арте разыграют историю — зеркальное отражение того, что будет происходить дальше в «Маддалене».
Премьерная серия продлится с 9 по 12 октября.
Ирина Шведова.
Фото предоставлено пресс-службой театра