Вероника Коржевская: «Меня давно волнует тема детей и родителей»

Кино является мощным и социальным инструментом. В кино часто поднимаются важные темы, которые волнуют общество, и именно в художественном фильме освещается эта проблема многогранно и разностороннее. Художественный фильм «Где ты?», который сняла режиссер Вероника Коржевская, рассказывает о том, что происходит с благополучной семьей, в которой пропадает ребенок.

Картине «Где ты?» на 23-м Международном фестивале «Амурская осень» в Благовещенске был вручен приз президента фестиваля за лучший полнометражный игровой дебют. Отрадно, что картина была оценена по достоинству, несмотря на разнообразную и интересную конкурсную программу. Зрительский зал по окончании фильма наградил режиссера продолжительными овациями.

Президент фестиваля – Сергей Новожилов. Программный директор – Александра Жукова.

– Вероника, тема вашего фильма сложная, но, несмотря на это, вам удалось его сделать светлым и позитивным. Пропавший ребенок – это была реальная ситуация?

– Меня давно волнует тема детей и родителей, так получилось, что на этих вопросах сфокусировалось мое творчество. Мой дипломный короткометражный фильм «По ту сторону виноградника» был про семейную пару, которая не может иметь детей. Я сама прошла долгий путь к материнству, исследуя эту тему через свой личный опыт, я поняла, что могу говорить о ней на языке кино.

Что касается сюжета картины «Где ты?» – меня заинтересовал конфликт, который находится внутри истории, и кажется, что он практически неразрешим. Мне показалось, что драматургически будет очень интересно наблюдать, как можно найти выход из такой ситуации. Не каждый человек сталкивается с таким сценарием в жизни, но все мы проходим разные пути и уроки, прожить жизнь совсем без конфликта, драмы – невозможно. «Где ты?» – это вопрос к каждому человеку. Где ты, человек? Куда ты идешь ? Кого ты любишь? Где находится твое внимание?

И моей движущей силой на эту картину было желание показать, что выход из самой неразрешимой ситуации – возможен, мир между людьми – возможен.
Местами мы ушли от жанра чистой драмы в мелодраму, в семейное кино, детектив и даже романтическую комедию. Как режиссер я всячески старалась облегчать градус драматической истории, чтобы у зрителя сохранилось ощущение надежды на протяжении всей картины. Наша жизнь и так нелегкая, мне не хотелось еще больше умножать ее тяжесть.

– И все-таки хотелось бы узнать, сюжет фильма основан на реальных событиях?

– Я давно наблюдаю за деятельностью «ЛизаАлерт». Статистика говорит о том, что ежегодно пропадает 40 000 тысяч детей. Среди них многие, конечно, просто уходят из семьи и их быстро находят. Но есть цифра – 4000 тысячи детей в год, которых не находят, и если пересчитать это на минуты и часы, то каждые шесть часов исчезает ребенок, поиски которого безрезультатны.

Такие цифры очень волнуют, особенно если понимать, что каждой из них стоит судьба человека, семьи. Большой город почти не замечает трагедии одной семьи, никогда не сбавляя своего скоростного ритма.

– Но это статистика, наверное, не только в России?

– В России пропадает меньше детей, чем в других странах. Например, в США еще больше исчезает детей, а если взять страны азиатского региона – там статистика намного хуже. Это международная проблема, несмотря на то, что мы живем, казалось бы, в тотальной «слежке»: камеры, все прозрачно, все действия отслеживаются, тем не менее такая проблематика не решается. Дети пропадают по всему миру: в Азии и в Европе, в США, в Латинской Америке и так далее. Но наша картина не только описывает конкретный сюжет исчезновения младенца, метафорически фильм – о качественном внимании к детям, к человеку, ребенок может не исчезать физически, но оставаться «невидимым» внутри своей семьи, родители, которые живут в «болезни спешки», внутри гаджетов, часто не успевают отдавать детям свое внимание.

– Почему преступление, показанное в фильме, останется безнаказанным?

Ни в коем случае я не оправдываю преступление. Я не говорю своим фильмом: «Воруйте детей, и вам за этого ничего не будет». Мы все несем ответственность за свои действия и неизбежно переживаем последствия своих не только поступков, но и мыслей. Можно нарушить законы государства, но нельзя обойти законы самой жизни. Но почему мы не видим наказание в кадре? Тут, наверное, стоит сослаться на одну из библейских притч и евангельскую идею о том, что милосердие выше справедливости. Возможно, если бы Господь судил нас по одной только букве закона, по справедливости, человечество следовало бы давно стереть с лица земли.

Тем не менее мы знаем о том, что первый в Царствие Небесное вошел покаявшийся разбойник.

Картина также напоминает притчу о царе Соломоне и двух матерях, которые пришли к нему с ребенком, и обе сказали, что это их ребенок. И тогда Соломон решил: «Хорошо! Делим ребенка пополам». Родная мать отказалась разрубить родного ребенка и согласилась отдать его другой женщине. Тогда Соломон понял, кто из них настоящая мать. В моей картине возникает похожая ситуация, когда мать остается перед выбором, причинить ли душевную боль своему ребенку или исходить из любви к нему.

– Будет ли продолжение у этой истории? Зрителям, увидевшим этот фильм, очень хотелось бы узнать, что будет дальше с этими героями.

– Многие, кто посмотрел фильм об этом спрашивают, возникают разные версии продолжения. Я рада, что фильм оставляет зрителей неравнодушными, заставляет размышлять, спорить и дискутировать. Но сейчас наша главная задача – выпустить картину. Когда фильм выйдет на широкую аудиторию и мы увидим обратную связь зрителей, и поймем, что действительно есть запрос, подумаем над продолжением.

– Как вам показался город Благовещенск? Как вы оценили реакцию зрителей?

– Я впервые оказалась в Благовещенске и для меня это был добрый знак, потому что по одной из специальностей я художник-иконописец. И одна из первых икон, которую я написала, называлась Благовещение. Да, и еще и само награждение проходило в Рождество Богородицы и как-то все получилось промыслительно.

Я очень благодарна за награду президента фестиваля, но именно обратная связь со стороны зрителей для меня невероятно ценна и радостна. Меня полчаса не выпускали из зала, люди подходили со слезами; женщины, мужчины плакали, благодарили, говорили: «Можно вас обнять?», «Это не дебют, это шедевр», и так далее, я впервые столкнулась с такой искренней, эмоциональной оценкой. Особенно удивительно видеть мужские слезы, в обычной жизни я с мужскими слезами почти не встречалась.

Сама общая атмосфера всего фестиваля – очень хлебосольная, теплая. Я познакомилась со многими коллегами из других стран, такая возможность приобрести друзей из Осетии, Аргентины, Китая, Казахстана – это дорогого стоит. Потому что мы не так легко во взрослом возрасте заводим связи и контакты.

– У вас снимались прекрасные актрисы Елена Валюшкина и Елена Цыплакова, хотелось, чтобы в фильме отвелось им больше места.

– В борьбе за динамику фильма нам приходилось с чем-то расставаться. К сожалению, мы много сцен вырезали, и получается, что даже некоторые артисты, которые снимались в картине, не вошли в финальный монтаж, такое в кино достаточно распространено. Но очень рада, что Елена Валюшкина и Елена Цыплакова согласились на эти роли, у нас в целом – блестящий актерский состав. Также я радуюсь, что в картине снялись Юрий Чурсин, Олеся Железняк, Александр Клюквин, Карина Кросс, Роман Курцын, Тарас Кузьмин, Сергей Епишев, Валери Зоидова, Анна Богомолова и на высоком уровне справился со своей главной ролью Никита Волков.

И, конечно, нам очень повезло с мальчиком, который сыграл главную детскую роль. Я пересмотрела человек пятьсот детей, многие ребята после актерской школы приходили подготовленные, и как это часто бывает с детьми – сильно переигрывали. Детей-актеров в школах так «дрессируют», что они начинают говорить с выражением, нажимом, чувствуется искусственность, фальшь. Мне нужна была детскость, чтобы ребенок был ребенком, но, в то же время, чтобы он был работоспособный, мог отработать полную смену без родителей. Мне нравилось, что Андрюша не выговаривал букву «р», я специально просила отменить занятия с логопедом. Это такая тонкая грань, я сама мама мальчика, и знаю, как непросто с детьми.

– Многие режиссеры говорят, что с детьми работать на площадке очень сложно, а особенно сложно добиться от них естественности.

– Я пытались добиться естественной атмосферы, чтобы он не играл, а просто жил в своей роли. С ребенком постоянно на площадке находился психолог, который мне помогал. Когда ребенку пять лет и ему надо повторять одно и то же действие по десять раз, конечно, он устает, ему может стать страшно без мамы. Мы его запихнули в машину на автоплатформу, выйти оттуда было нельзя, он находился пристегнутый на высоте, связь только через рацию. Например, мой ребенок отказался бы сразу, это было бы невозможно, а Андрюша, надо отдать ему должное, все выдержал, но психолог нам помогал. Мы сразу понимали, что мы не можем уходить в переработки, и этот риск предусмотрели. Мы снимали в Крыму, и привезли с собой детского психолога, который с ним постоянно работал.

– У каждого режиссера сформированы идеи на годы вперед. Что у вас дальше в планах?

– У меня много новых творческих планов и идей, пишем новый сценарий, работаем, думаем. Это мое первое большое кино, и после того, как я выпущу этот фильм, могу о чем-то говорить дальше. Я очень долго шла к этой картине, примерно десять лет. Получила профессиональное режиссерское образование, сначала снимала короткий метр, потом документальное кино. Три года мы не могли запустить эту картину, прошли сложный кропотливый путь.
Могу одно сказать: груз ответственности за смыслы, которые ты несешь на большую аудиторию, огромен, но это того стоит. На съемочной площадке я чувствую себя на своем месте.

Слышу благодарную обратную связь от моей команды, которая готова идти со мной в новое кино. Кинопроизводство – это командная игра, коллективный труд большого количества людей. У нас сложились очень дружественные близкие отношения с моей лучшей командой. Я благодарю их и всех своих партнеров, меценатов и мою семью, благодаря которым состоялась эта картина. Пусть ее только что начавшийся в Благовещенске путь к зрителю сложится счастливым!

Анжела Якубовская.

Фото из архива Вероники Коржевской

Добавить комментарий