«Кто убил Симон-Деманш»: Марк Розовский поставил спектакль о судьбе Сухово-Кобылина

В театре «У Никитских ворот» – первая премьера сезона.

Спектакль «Кто убил Симон-Деманш» (16+) поставил по собственной пьесе художественный руководитель коллектива Марк Розовский. Детективная драма вдохновлена биографией писателя Александра Сухово-Кобылина, обвиненного современниками в загадочном убийстве его возлюбленной француженки Луизы Симон-Деманш.

Эту очаровательную женщину молодой и богатый сахарный заводчик Сухово-Кобылин привозит в Россию из Парижа, покупает ей квартиру, дарит дорогие вещи. Но внезапное и загадочное ее убийство кладет тень на будущего писателя, он попадает под следствие, проводит много времени в тюрьме, где, собственно, и происходит его становление как драматурга. В камере он пишет свою первую пьесу – «Свадьба Кречинского».

В яркой, изобилующей сюжетными зигзагами и философскими размышлениями постановке Марка Розовского много оригинальных режиссерских находок. Ну, например, на сцене постоянно присутствуют два Сухово-Кобылина. Один – богатый человек, сахарный магнат, усатый красавец, любимец дам и завсегдатай светских салонов. Другой – бородатый зрелый драматург, переживший следствие, побывавший в тюрьме, размышляющий над уроком собственной жизни. Первый – Сухово-Кобылин до убийства Луизы. Второй – после произошедшего убийства.

К режиссерским находкам постановки можно отнести и то, что суд над  драматургом вершат… герои его будущих пьес, которые имели прототипов в реальном окружении писателя. Судебное дело Сухово-Кобылина тянуло на 27 папок, следствие длилось 7,5 года. Так что найденный Розовским ход, пожалуй, единственный вариант уложить объемистую историю этой необычной судьбы в трехчасовой спектакль.

Образ драматурга шаг за шагом на сцене лепится в декорациях Российской империи, что возводит частную историю к философскому осмыслению судеб русских писателей вообще. Многие приметы общественного бытия, над которыми раздумывает центральный персонаж, являются вполне современными и сегодня.

Основная тема спектакля – адекватность правосудия. «А судьи кто?!» – с возмущением вопрошает зритель. Потому что судьи в постановке Розовского – персонажи гротесковых, фарсовых, обличающих пьес Сухово-Кобылина: махровый взяточник генерал Варравин, подобострастный чиновник Тарелкин, жестокий и упивающийся властью следователь Расплюев. Та еще троица! Именно эти «почтенные» господа, мнящие свои жизни незамутненно-безгрешными, присваивают право обвинять, судить и требовать у писателя публичного покаяния перед общественностью. Они без конца подливают масла в огонь судебного производства. И всячески его затягивают с единственной целью – выкачать из сахарного магната как можно больше денег.

Находит отражение в спектакле Розовского и тема власти в царской России на разных ее уровнях. Марк Григорьевич вообще – большой молодец: каждый его новый спектакль неуклонно восходит к серьезному философскому обобщению, имея в своей основе «потребность не в разрушении, а в созидании». Через его спектакли зритель каждый раз выходит на раздумья о себе. Потому что если подобное в театре не происходит, то зачем тогда сцена существует? И кстати, сам Сухово-Кобылин был одним из авторов, кто увел театральный процесс от его водевильной составляющей в сторону мощного психологического исследования. Об этом у Розовского размышляет персонаж Михаил Щепкин в исполнении артиста Дениса Юченкова. 

…Итак, в убийстве красавицы Луизы Симон-Деманш подозреваются очень многие лица: сам Сухово-Кобылин, еще одна его любовница – дворянка Надежда Нарышкина, будущая супруга Дюма-младшего. И подозреваются слуги в лице повара Егора и кучера Косьмина. Последние двое готовы подтвердить следствию против себя все что угодно, потому что ведущий дело Расплюев своими жесткими методами может заставить заговорить даже немого.

Бессловесные слуги в конечном счете оказываются крайними и отправляются на каторгу.

Но мировая история знает, что брошенный в слабого камень способен вернуться бумерангом. Когда общественные правила общежития регулярно нарушаются в одном месте, вся конструкция в итоге начинает трещать по швам, ведя к разбою, пожарам, бунтам разного калибра вплоть до революций. И отражение этого процесса в спектакле тоже имеет место.

В финале спектакля Сухово-Кобылин оказывается освобожденным из-под ареста. Вроде бы он и оправдан, но, удивительное дело, «ложечки нашлись, а осадочек остался». До конца жизни русский писатель, сбежавший во Францию после драматичных событий, будет ловить на себе пытливые взгляды современников, настойчиво вопрошающие: «Так кто же убил Симон-Деманш?»

Ответа на этот вопрос мы, судя по всему, так и не узнаем. Зато в ходе спектакля очень многое можем узнать о себе. Тут самое время вспомнить гениальное шекспировское: «Задача театра – держать как бы зеркало перед природой, являть добродетели ее же черты, спеси – ее же облик, а всякому веку и сословию – его подобие и отпечаток».

В спектакле Марка Розовского заняты Юрий Голубцов, Рашид Казиев, Полина Ежова, Андрей Молотков, Денис Юченков, Богдан Ханин, Кристина Айвазовская, Алиса Тарасенко, Ксения Некрасова, Наталья Троицкая, Владимир Давиденко, Станислав Федорчук, Никита Калинин, Илья Собакин, Никита Сюсюкин, Леонид Стрельников, Денис Сарайкин, Артур Шестаков, Степан Лузянин, Ирина Шкабара, Анна Титова.

Елена Булова.

Фото автора

Добавить комментарий