Об этом сообщила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе в ходе пресс-конференции в ТАСС, посвященной туристическим планам россиян на новогодние праздники.

В этом сезоне уже закрепились несколько тенденций, отметила Майя Ломидзе: «Этот Новый год бронируется намного раньше, чем это было традиционно. В этом году первые довольно активные бронирования пошли за три месяца до новогодних праздников, и это говорит о том, что большая часть предложенных туров и программ организованного туризма уже реализована. По оценке лидирующих туроператоров в сфере внутреннего туризма, больше 75% новогодних туров уже забронированы и выкуплены. Таким образом, мы можем говорить о том, что картина в общем сформировалась, и оставшиеся 25% продаж несильно повлияют на те выводы, к которым пришли наши аналитики. Сезонное поведение наших туристов можно назвать волнообразным, то есть пики сменяются некоторым снижением, и сейчас во всем том, что касается Нового года, мы видим вот эту волну снизившегося спроса. У разных компаний снижение по сравнению с прошлым годом составляет от 20 – 30% до 50%, а у кого-то есть даже небольшой рост. Это зависит от масштаба компании и от диапазона предлагаемых программ. Наши аналитики пришли к выводу, что в среднем по рынку снижение спроса на новогодние праздники в секторе внутреннего туризма составляет от 10% до 15%».
Как сообщила Майя Ломидзе, в топ-5 самых популярных направлений никаких существенных изменений не произошло: «Лидирует Краснодарский край, за ним идут Ставропольский край, Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Крым. По четырем первым направлениям динамика цен положительная, то есть цены по сравнению с прошлым годом выросли от 10% до 20% на новогодние каникулы. В Крыму цены выросли примерно на 30%, но поскольку прошлогодняя база была очень низкой, Крым – это одно из немногих новогодних направлений, которое демонстрирует прирост турпотока – порядка 30% по сравнению с прошлым годом. То есть, несмотря на рост цен, Крым показывает позитивную динамику у всех компаний, предлагающих туры на новогодние праздники. Интересный нюанс: несмотря на то, что Краснодарский край удерживает пальму первенства – это, безусловно, лидирующий регион и летом, и зимой, – его доля продаж сократилась в общем объеме продаж у туристических компаний. Доля Краснодарского края – в первую очередь, Сочи, потому что там горный кластер, – сейчас порядка 47%, а была больше, 54 – 55%. Стоимость отдыха там в среднем выросла на 5 – 10%: в премиальном сегменте – больше 20%, в экономсегменте – на 3 – 4%). Компании говорят, что такая отрицательная динамика спроса обусловлена, в первую очередь, снижением спроса на топовых направлениях в Ставропольском крае, Краснодарском крае. Москва и Санкт-Петербург удерживают свои позиции».
Майя Ломидзе рассказала о средней стоимости новогодних туров на рынке внутреннего туризма: «Средняя стоимость составила порядка 50 тысяч на четыре дня – это, например, Крым. Верхний предел не рассматривается, но его можно обозначить где-то 120 – 150 тысяч. Это без перелета, это только размещение и это, как правило, 4 – 5 дней. Традиционно наши туристы внутри страны берут два сегмента – это Новый год и дни ближе к Рождеству. То есть целые 12 дней это редкость. Исключения – только Ставропольский край и частично Краснодарский. При этом верхний ценовой предел крымского турпакета на Новый год соответствует нижнему ценовому пределу в Краснодарском крае. То есть ценовой разброс очень большой. Не могу не сказать отдельно про горнолыжные курорты, на которые в этом году отмечается повышенный спрос. (…) Все локальные горнолыжные курорты по федеральным округам будут заполнены. Я к тому, что цифра минус 10% спроса на Новый год отнюдь не означает большого количества пустых мест на тех курортах, которые востребованы на новогодние праздники».
По словам Майи Ломидзе, вырос спрос на выездные направления: «У некоторых компаний на выездных направлениях прирост спроса более 70%, у других – больше 30%, мы вывели усредненную цифру плюс 60%, и это, в общем, за последние несколько лет, я бы сказала, беспрецедентный прорыв спроса на выездных направлениях. Причин много – это действительно укрепившийся рубль и стабильное желание погреться, это и то, что происходит с ценами на новогодние зарубежные туры. Я напомню, что, как правило, на туры после 25 декабря происходит традиционное повышение цен примерно на 20 – 25% по сравнению с предыдущим периодом. Это объясняется пиком спроса в низком зимнем сезоне. В этом году повышение цен по сравнению с началом декабря мы тоже наблюдаем, но если сравнивать новогодние цены прошлого года, то произошло снижение практически везде. Подешевела Турция, подешевели Арабские Эмираты, подешевел Египет, Таиланд. Не подешевел только Вьетнам. Он не только не подешевел, но, я бы даже сказала, значительно подорожал: прирост на некоторые объекты размещения, на некоторые заезды составил больше 100%. Но несмотря на это повышение цен, Вьетнам занял прочное место в пятерке наиболее востребованных новогодних направлений».
Также исполнительный директор АТОР обратила внимание на то, что происходит в Египте: «Мы ожидали, что после открытия рейсов в Египет он довольно быстро займет свое традиционное второе место по популярности среди массовых туристических направлений. Но динамика была иной по целому ряду причин, связанных и с закрытием неба, и с конфликтами на Ближнем Востоке. Но сейчас Египет наконец вышел на свою траекторию – рост спроса, второе место, а может быть, по итогам зимнего сезона будет даже первое».
По ее словам, такая динамика в основном объясняется снижением цен по сравнению с прошлым годом на 5 – 9%.
Сергей Ишков.
Фото Юлии Смагринской









