Об этом заявил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Александр Шендерюк-Жидков в ходе пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».

Самым главным является то, что был принят сбалансированный бюджет на 2026 – 2028 годы, считает Александр Шендерюк-Жидков: «Он сбалансирован по доходам и по расходам, и он выполняет те главные задачи, которые сегодня стоят перед страной. Во-первых, он обеспечивает выполнение всех социальных обязательств в полном объеме, во-вторых, он будет способствовать выполнению всех задач СВО, в-третьих, он обеспечивает все, что связано с обеспечением участников СВО и их семей, в-четвертых, он при этом сохраняет полную поддержку и необходимые расходные обязательства в рамках исполнения национальных проектов».
Как сообщил Александр Шендерюк-Жидков, порядка 8 триллионов рублей заложено на выполнение социальных обязательств и порядка 7 триллионов – на национальные проекты: «Я напомню, что у нас 20 национальных проектов, и никто не снимал с правительства задачи по их исполнению. Поэтому мне кажется, это правильный баланс между интересами, с одной стороны, страны в рамках СВО, в рамках ее социальных обязательств, а с другой стороны, все-таки развития экономики и необходимой поддержки ее отраслей».
Говоря о подъеме ставки НДС до 22% с 2026 года он заявил: «В 2019 году мы уже повышали НДС с 18% до 20%, и тогда это привело к не очень высокой инфляции. Насколько я помню, Банк России тогда оценивал рост инфляции в 1%. Сейчас мы слышим разные прогнозы по итогам предстоящего повышения НДС, но Банк России и в этот раз говорил о росте инфляции на 1% из-за повышения НДС. С учетом довольно жесткой кредитно-денежной политики, мне кажется, это вполне реальная цифра. Поэтому я считаю, что повышение НДС не скажется серьезным образом ни на инфляции, ни на инфляционных ожиданиях. Повышение НДС необходимо, прежде всего, для всех тех задач, которые стоят перед государством в предстоящую трехлетку. На самом деле именно повышение НДС позволяет сделать этот бюджет сбалансированным. И в этом есть еще одна сторона вопроса: мы все понимаем, что денежно-кредитная политика и ее жесткость обусловлены, прежде всего, инфляционными ожиданиями, и если мы понимаем, что государству не потребуются дополнительные заимствования, а НДС и другие налоговые меры обеспечат дополнительные доходы бюджета, то это позволит Банку России в ближайшее время немного смягчить денежно-кредитную политику и снижать ключевую ставку. А снижение ставки будет сказываться на улучшении экономической ситуации в стране в целом».
С учетом прогнозируемого снижения доходов федерального бюджета на 1,8 триллиона рублей в 2025 году придется определенным образом отранжировать расходы более важные, неотложные, от тех, которые могут подождать, заявил Александр Шендерюк-Жидков.
«Наверное, первый вопрос, который в связи с этим стоит обсуждать, это вопрос поддержки бизнеса, потому что за последние годы мы очень серьезно нарастили меры поддержки, и, как мне кажется, сейчас очень важно оценить эффективность тех или иных мер. Важно понять, насколько они необходимы. Конечно, необходимо принимать меры для того, чтобы бизнес дальше развивался и имел источники роста, но сейчас самое время оценить эффективность всех мер поддержки, которые оказывает государство. Надо провести их ревизию, аудит», – сказал Александр Шендерюк-Жидков.
Он добавил, что сейчас идет серьезная дискуссия по поводу концессионных соглашений: «За последнее время в рамках концессионных соглашений регионы очень серьезно нарастили свои долговые обязательства. В этом году Минфин предложил, и мы это поддержали, корректировки законодательства, которые позволят учитывать эти концессионные соглашения в рамках взаимоотношений между федеральным центром и регионами, но все-таки с учетом высокой ключевой ставки эффективность концессионных соглашений должна быть соответствующим образом тоже оценена. Особенно это касается социальных концессионных соглашений. (…) Нужно определить, нужны ли все эти расходы сейчас, или, может быть, с какими-то расходами можно и не спешить».
В 2026 году, сообщил Александр Шендерюк-Жидков, Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам предстоит большая работа в рамках контроля за исполнением бюджета и его донастройки на будущие годы.
Сергей Ишков.
Фото Софьи Сандурской / агентство «Москва»








