Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > В ШКОЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЬЕСЫ НАШЛИ МЫШОНКА-СУПЕРСЫЩИКА

В ШКОЛЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЬЕСЫ НАШЛИ МЫШОНКА-СУПЕРСЫЩИКА

В Школе Современной пьесы лучшие драматурги вновь порадовали зрителей своими пьесами, а режиссеры и актеры – интересным их воплощением на подмостках большой и малой сцен в Среднем Тишинском переулке.

Десять авторов из разных уголков России и зарубежья, объединенные великим русским языком, вошли в шорт-лист фестиваля «Действующие лица-2016». А в завершение вечера Его величество маэстро Иосиф Райхельгауз выбрал победителя, назвав перед этим тройку полюбившихся ему пьес.

Отбор произведений проходит вот уже 14 лет, как и выбор молодых актеров и режиссеров. Кто представляет их в конкурсном варианте на суд первых зрителей? Сначала все пьесы читают знатоки художественного слова и выбирают из огромного массива 50 достойных для дальнейшего рассмотрения. Затем эстафетная палочка переходит к режиссерам, которые из лонг-листа (в этом году туда вошли 28 пьес) оставляют в финале десятку, что входит в сборник фестиваля «Действующие лица», а ее отрывки появляются на фестивальной сцене.

Перед постановочной группой фестиваля стояла непростая задача: сократить не только сами тексты пьес, но и количество действующих лиц, чтобы каждую из них зритель смог увидеть в течение 15-ти минут. Но в общей сложности показ длился четыре с лишним часа! Пьесы и оживлявшие их артисты сменяли друг друга как в сказочном калейдоскопе. Мое сердце забилось чаще, когда юный артист Алексей Поляков, приглашенный из Ленкома, сумел удержать внимание публики в моноспектакле «Коля против всех». От него невозможно было оторвать глаз: было ощущение, что внутри него целый мир, а мы – свидетели яркой стремительной жизни мальчика-подростка, которому волей судеб суждено было взяться за ум намного раньше, чем его сверстникам. И не зря во время спектакля он поет песню «Молитва» Булата Окуджавы, все сочинения которого наполнены мудростью и светом.

Этот спектакль вошел в тройку лидеров фестиваля. А первый приз достался драматургу Елене Коллеговой за необычную пьесу «Мышонок-суперсыщик». Режиссер Олег Долин, познакомивший нас с ней, привлек музыкантов, искусно сопровождавших игру артистов, которые в масках, будто из жеваной бумаги, веселили взрослых зрителей малого зала театра Школы Современной пьесы. Этот прием с профессиональными музыкантами используется в театре Сергея Женовача – учителя Олега Долина, где музыканты являются частью представления, которое начинаясь еще в фойе, плавно перетекает в сценическое действо, а затем и в антракт.

Одной из самых интересных пьес стала «Листовка» Александра Углова. Юмор удивительным образом сочетается в ней с атмосферой советской эпохи и темой унижения _(и даже истребления) талантливых ученых. Режиссер Галина Зальцман, выпускница мастерской Юрия Погребничко в ГИТИСе, замечательно дополниала сюжет декорациями. Одной из них стал черно-белый экран, на котором кабинет советского чиновника периодически становится цветным, исходя из жизненных перипетий героев действа. Зальцман умело выстраивает мизансцены в отрывке, где переплетается реальность и воображаемые диалоги известных ученых – Льва Ландау и Петра Капицы, – что смотрится эффектно и с большим интересом.

Кто-то из драматургов счастливой десятки, взывает к нашему массовому сознанию, давая пьесе название «Только хорошее, или Давай поженимся», явно перекликающееся с нашумевшей ТВ-программой, хотя наполнение драматургического произведения ничего общего с этим не имеет. Писатель Глеб Бородинский идет немножко глубже, делая перекличку с известной оперой Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Здесь же это «Любовь к трем половинам». Кстати, автор, как и победитель конкурса Елена Коллегова, – тоже актер. Так что сейчас артисты и играют, и пишут пьесы, да порой так хорошо, что завоевывают призовые места на столичных фестивалях.

Пожалуй, самым необычным представлением с элементами эпатажа на фестивале «Действующие лица» стал мини-спектакль питерского режиссера, выпускника ЛГИТМИКа Юрия Николаенко по пьесе Виктора Алексеева «В раю найдется место для каждого». Иркутский драматург переносит нас в жизнь после смерти, где люди оказываются на вокзале и ждут погрузки в товарный поезд. Именно такой, приближенной к суровой реалии бытия, представляется сибирскому драматургу загробная жизнь. Молодой режиссер не только буквально раздевает одного из персонажей действия, но и сам сначала смело ложится на привокзальную тумбу в чем мать родила, затем садится и декламирует монолог, искусно прикрывая свое причинное место газетами. Красивое тело юного Юрия Николаенко так доминирует над замыслом драматурга, что порой не совсем улавливаешь смысл написанного, зато знакомишься с Юрием не только как с режиссером и актером, но и как с моделью. Кстати, Виктор Алексеев уже не первый год ярко заявляет о себе на конкурсе «Действующие лица»: в 2013 году он вошел в шорт-лист, а в 2015 стал его лауреатом с пьесой под названием «Prank», которая успешно идет на подмостках театра «Школа Современной Пьесы».

Полина Шорохова.

На фото: сцена из спектакля «Мышонок – суперсыщик» Олега Долина по пьесе Елены Коллеговой; Иосиф Райхельгауз вручает приз победительнице конкурса Елене Коллеговой; лучшие драматурги и режиссеры – шорт-лист конкурса.

Добавить комментарий

Loading...
Top