Вы здесь
Главная > #ЭКСКЛЮЗИВ > ВРЕМЯ ПОДГОНЯЕТ: ОБЕСПЕЧИТЬ ТРАНЗИТ ВЛАСТИ

ВРЕМЯ ПОДГОНЯЕТ: ОБЕСПЕЧИТЬ ТРАНЗИТ ВЛАСТИ

Конституция

Последние инициативы президента еще раз показали, что высшая власть у нас подлинно народная: так же пренебрегающая правом («если нельзя, но очень хочется, то можно»), такая же нелогичная, порывистая, как эпизодическая героиня фильма «Покровские ворота», которая говорила: «Я вся такая внезапная, такая противоречивая вся». На самом же деле действия власти продуманы, а даже если не продуманы, то все равно приведут к желаемому результату. Потому что народу нравится.

Хотя иногда кажется, что хуже не придумаешь. Например, президент Путин объявил на встрече с ветеранами Великой Отечественной войны, что они получат к 75-летию Победы по 75 тысяч рублей. Но как это было сделано, вчитаемся:
«Обычно это была единовременная помощь в размере 10 тысяч рублей… Знаете, я сегодня думал об этом, пока сюда ехал, мне пришла в голову простая, нехитрая мысль… У нас 75 лет Победы, поэтому мы окажем помощь, связанную с этой цифрой: по 75 тысяч рублей выделим ветеранам Великой Отечественной войны…»
Получается, вдруг – с барского плеча, по наитию и порыву широкой русской души одного человека. «Пока ехал… пришла в голову мысль». А если бы не пришла? Довольствовались бы прежними десятью тысячами к юбилею Победы…
Хорошо еще, про квартиры не упомянул. Десять лет назад, на такой же встрече, он говорил:
«Каждый гражданин должен видеть, что государство заботится о тех, кто много сделал для победы… Квартиры получили 28 тысяч ветеранов… Обеспечат жильем и тех ветеранов, которые не успели встать в очередь до 1 марта 2005 года. А их – более ста тысяч».
То есть через 65 лет после великой Победы в очередь милостиво включили более 100 000 ветеранов. Учтем, сколько их осталось. Последний военный призыв – юноши 1927 года рождения. Значит, к 2010 году самому младшему участнику боевых действий было 83 года. Сейчас – 93 года.
Тогда один из ветеранов благодарил Путина: «Мы долго скитались по съемным квартирам, а получив эту, сначала не смогли переступить порог, настолько хороший ремонт – и люстра, шторы, и оборудование…» Солдат Победы до 83-90 лет скитался по чужим углам.
И все это – в эфире ТВ подавалось как достижение и благодеяние власти.
В общем, очень мягко говоря, ощущение спонтанности пополам с непродуманностью. Как с изменениями в Конституции, оглашенными в послании Федеральному Собранию. В частности: «Требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат нашей Конституции».
Некоторый народ, сам слышал на улицах, возбудился, повторяя восторженно-агрессивные комментарии из телевизора: «Правильно! Где это видано! Ни в какой стране мира такого нет, чтобы в твой дом приходили и диктовали, что тебе делать!».
Вот и думаешь: что за эксперты-референты готовили послание? Они сами Конституцию читали? Или читали и не смогли осилить, понять? Иди же здесь что-то другое?
Статья 15 Главы 1 «Основы конституционного строя» и Статья 17 Главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» гласят:
«Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
«В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».
Вплоть до обращения граждан «в межгосударственные органы… если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».
Эти положения и предполагается изменить?
Но дело в том, что изменить их нельзя, невозможно.
Так записано в Конституции, в статье 135: «Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены…»
Ни Федеральным Собранием, ни даже Конституционным собранием.
Эти главы – основополагающие. Можно только отменить действующую Конституцию и принимать новую. Но об этом речи не было и нет. Так в чем же дело? Вопиющая безграмотность?
Так рассуждают теоретики. Ну, или те, кто читал Конституцию. А реалисты им говорят: «Да не смешите вы людей! Да когда и кому у нас законы мешали не соблюдать законы?! Что им надо – то и сделают!»
Теоретики и сами знают. Просто натура у них такая – вникают, и не перестают удивляться.
А если всмотреться, происходящее еще раз показывает, что высшая власть у нас подлинно народная: так же пренебрегающая правом («если нельзя, но очень хочется, то можно»), такая же нелогичная, порывистая, как эпизодическая героиня фильма «Покровские ворота», которая говорила: «Я вся такая внезапная, такая противоречивая вся». На самом же деле действия власти продуманы, а даже если не продуманы, то все равно приведут к желаемому результату. Потому что народу такой стиль нравится: «Покажем Западу кузькину мать!» Народ сразу чувствует некое внутреннее родство.
А что в результате? Ни народу – ни теоретикам. Уже 20 января президент Путин внес в Госдуму законопроект о поправках в Конституцию. В частности, предлагается статью 79 в главе 3 «Федеративное устройство» изложить в следующей редакции:
«Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».
А вот предыдущая редакция статьи 79:
«Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации».

Велико ли отличие?
А самое главное – статья 15 Главы 1 «Основы конституционного строя» и статья 17 Главы 2 «Права и свободы человека и гражданина», как и положено, остаются в неприкосновенности. То есть приоритет международных законов над российскими как был, так и сохраняется. Хотя бы формально. По Конституции.
Значит, все это было лишь для пущего шума и грома? Для возбуждения пустопорожнего энтузиазма в «патриотических» массах? И, значит, напрасно некоторый народ ликовал: «Мы им показали кузькину мать?!» Ну он же не вчитывается в законопроекты и в Конституцию. И потому, вполне возможно, не замечает, что шум и гром вокруг Конституции затеян не просто так – а с четкими целями. Так, чтобы эти цели скрыть в общем тумане. Скажем, индексацию пенсий и минимальный размер оплаты труда вовсе не обязательно вводить в Конституцию. Вполне достаточно отдельного федерального закона или – рангом выше – федерального конституционного закона. Но нет – предлагается для того изменить Конституцию. Больше шума, больше популизма?
А суть в том, что 20 лет исполнительная власть жила по Конституции, созданной «под президента Ельцина». С суперполномочиями главы государства. И – ничего. Успешно пользовалась. Но вдруг, через 20 лет, обеспокоилась, что Конституция недостаточно демократична. И решила урезать президентские полномочия, повысить роль парламента. «Представьте себе, назначается председатель правительства – президент уже не имеет права отклонить эту кандидатуру, – говорил Путин членам рабочей группы по внесению поправок в Конституцию. – А потом председатель правительства идет не к президенту со своими предложениями, а идет в парламент, и парламент фактически в окончательном виде утверждает заместителя председателя правительства и федеральных министров».
Таки образом заранее, за четыре года до выборов 2024 года, ограничиваются властные полномочия нового президента. Дабы он не вздумал, а если и вздумал, то не смог бы предпринять что-нибудь этакое. Известно ведь, что в нашей традиции (выразимся дипломатично) – подвергать сомнению и ревизии дела предыдущих правителей. А по нынешним временам может дойти и до юридических оргвыводов. Чтобы этого не случилось, предполагается заранее обложить будущего президента красными флажками.
А также, внимание, ввести в Конституцию новый орган власти – Государственный совет: «В целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом». (Текст законопроекта, внесенного президентом в Госдуму 20 января – С.Б.)
Очень похоже на закон о Совете безопасности Казахстана, принятый после отставки Нурсултана Назарбаева (о нем ниже).
Кто станет главой Госсовета – есть только предположения.
Однако общих замыслов и Госсовета в Конституции может быть недостаточно. Время – не ждет. Время подгоняет. Впереди – долгих четыре года. Реальные доходы населения снижаются уже шесть лет подряд. И нет никакой уверенности, что экономика вдруг и резко пойдет в рост, благосостояние граждан начнет повышаться невиданными темпами – и причины для недовольства исчезнут. Увы. Более вероятно, что все сложится иначе. Получится десятилетка падения уровня жизни! А значит, выборы-2024 могут стать непредсказуемыми. Как и поведение победителя.
Поэтому в ближайшие годы вполне возможен досрочный транзит власти – по казахстанскому сценарию. То есть подбирается абсолютно лояльный кандидат, «наследник» – и назначается исполняющим обязанности президента. Народ к нему слега привыкнет. Даже проникнется, если он провозгласит что-нибудь в меру «перестроечное». И на выборах-2024, как обычно, проголосует за действующего главу государства. В его победе не исключается и давно привычный нам административный ресурс. Так и получим продолжение «стабильности». Еще на 6 лет вперед.
Причем, ждать 2024 года вовсе не обязательно – вероятны и досрочные выборы «исполняющего обязанности». Пока все в руках.
Кстати, парламент Казахстана принял закон, по которому Нурсултан Назарбаев получил право пожизненно возглавлять Совет безопасности республики. В полномочия СБ входит обеспечение национальной безопасности и обороноспособности, внутриполитической стабильности, защиты конституционного строя, государственной независимости, территориальной целостности. То есть власть над силовыми структурами. В законе говорится: «Решения Совета Безопасности и председателя Совета Безопасности являются обязательными и подлежат неукоснительному исполнению государственными органами, организациями и должностными лицами республики Казахстан».
Еще кстати. У нас председателем Совета безопасности является президент. Наша Госдума срочно приняла закон о введении должности заместителя председателя СБ. Им стал Дмитрий Медведев, верный помощник Владимира Путина еще с 90-х годов, с работы в петербургской мэрии.
И еще заметим: послание Федеральному Собранию с предложениями о поправках в Конституцию, назначение 75 членов рабочей группы по внесению поправок в Конституцию, принятие закона (рассмотрение Госдумой, утверждение Советом Федерации, подписание президентом) о введении должности заместителя председателя Совета безопасности – все это свершилось в 2 дня! С 15 по 17 января. Как военная операция. А уже 20 января президент внес в Госдуму законопроект, принятый к приоритетному, срочному рассмотрению.
Только теоретики рассуждают, что поправки в Конституцию вносить – это не дрова рубить, это дело неспешное, раздумчивое, со всех сторон и долго обсуждаемое, ведь Конституция – на века. А у нас – все мгновенно. Источник в Совете Федерации сообщил ТАСС: «До 1 мая пройдет всероссийское добровольное голосование по законопроектам, которые будут касаться внесения поправок в Конституцию».
Интересно, что значит в данном контексте – «добровольное»? Значит, бывает голосование и «недобровольное»? Или же просто мысли и слова у них – первые попавшиеся, так они говорят, они «такие внезапные, такие противоречивые все».
Но еще раз скажем – «они» всегда получают то, что им надо. При том или ином одобрении масс.

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.

Добавить комментарий

Loading...
Top