Очередной интернет-опрос «Московской правды», который одновременно проводился в социальной сети «Макспарк» (ранее «Гайдпарк»), касался популярной в последнее время темы: «Чем можно объяснить допинговую атаку на российский спорт?» Действительно, складывалось впечатление не точечных ударов, а ковровой бомбардировки. И наши респонденты пытались разобраться в том, что за этим стоит.
Меньше всего – по 3% – собрали варианты ответов «Не дают покоя наши блестящие результаты на Олимпиаде в Сочи» и «Этими скандалами отвлекают наше внимание от чего-то более важного». С последним тезисом, например, был солидарен Александр Жуков (надо полагать, не президент Олимпийского комитета России): «Так называемый большой спорт – полное дерьмо. Чисто бизнес-проекты плюс отвлечение лохов от реальности. Но бабки там рулят, и только бабки. А спортсмены – массовка». Думается, сам по себе успех россиян на домашних зимних Играх-2014 вряд ли стал бы поводом для разоблачений. Отчего же волна не была поднята в отношении китайцев, которые Олимпиаду в Пекине выиграли за явным преимуществом?
5% откликнувшихся посчитали: «Это деморализация российских спортсменов перед Олимпиадой в Рио». И Михаил Голенищев даже пошутил на эту тему: «Большинство российских спортсменов готовы отказаться от участия в Олимпиаде в Рио ради очередной дозы мельдония». Однако в традициях нашего народа – добиваться побед не благодаря, а вопреки. Как там пел Владимир Высоцкий: «Были анонимки и звонки. Но я этим только раззадорен, только зачесались кулаки».
Порядка 7% читателей сослались на «следствие халатности наших спортивных чиновников». Среди них – Иван Овчинников: «Возможно, западники специально пролоббировали внесение в список мельдония, но с наших чиновников от спорта это ответственности не снимает. Почему не вмешались в процесс подготовки нового списка препаратов и не забили тревогу еще в сентябре прошлого года?» Радикальные методы предложил Владимир Фартух: «Чиновников, которые ссылаются на то, что «допинг применяют все, надо просто увольнять. Пусть «все» применяют, а наши спортсмены пусть будут чистыми». Алексей Федоров расширил круг виновников: «Это следствие непрофессионализма как руководителей, так и специалистов спорта и спортивной медицины». А Звездочет LTD добавил: «Плюс наше собственное разгильдяйство и вечное «авось» да еще этот функционер от спорта под погремухой «фром-май-харт». Кивок в сторону министра спорта Виталия Мутко был понятен, хотя другие авторы и вовсе не скрывали его фамилии.
Чуть больше, то есть 8%, отдали голоса за такую версию: «Надо убрать из спорта большие деньги, тогда и соблазна принимать допинг не будет». Kaa Leo раскрыл механизм: «Спорт – большие деньги от рекламных кампаний. За деньги готовы бороться любой ценой, в том числе и при помощи допинга. Допинг запрещают – не весь, а часть, что также вписывается в борьбу за деньги». При этом Владимир Данченко справедливо указывал: «Гонорары к победе не ведут, хоть засыпь спортсмена деньгами с головы до ног».
Так или иначе, пять перечисленных выше ответов в сумме уступили любому из двух остальных. 35% респондентов проявили строгость: «Сами виноваты, не надо было допинг применять». Сергей Богданов дал предельно откровенный совет: «Не жрите дрянь, следите за изменениями в антидопинговом законодательстве и «спортсменствуйте» себе дальше. С медальками только будет пореже да с баблом пожиже». Марица Майя не обошлась без доли стеба: «Раз допинг в пробах как «А», так и «В» есть, а уголовных дел по принуждению к употреблению вредных для организма веществ нет, то сами виноваты. Иначе бы рассматривались громкие дела по связыванию спортсменов и заталкиванию им в рот незнакомых препаратов». В похожем стиле выступил и Виктор Иванов, который разместил в сети картинку с подписью: «Сборная России по допингу подозревается в легкой атлетике». Его то ли брат, то ли однофамилец Алекс Иванов связал комедиею с трагедией: «Не было атаки, а было «Преступление и наказание». Предлагаю переименовать сборную России в спортивно-химические войска».
Ну, а рекордные для данного опроса 39% голосов собрал посыл: «Спорт сегодня – часть большой политики, так что ничего удивительного». Чингачгук Бонифатьевич (судя по нику, потомок индейцев) перевел стрелки на США, где «допинговые скандалы чуть ли не ежедневны, но Олимпийский комитет они не интересуют». Его поддержал Владимир Васильевич: «Если объявить гамбургеры допингом, то всех американских спортсменов можно дисквалифицировать пожизненно на законных основаниях». Игорь Живухин дополнил допинговую тему «обвинениями в подготовке атаки на Прибалтику и перманентным скандалом с российскими подводными лодками в водах Швеции», сведя все к русофобии. Фортуна Фортунов также не сомневался: «Мы имеем чистейшей воды провокацию против России». Юрий Сенаторов подчеркнул несправедливость: «Допинг принимают спортсмены всего мира, а вот обнаруживают выборочно». Фата Моргана возмутилась планами снять с Олимпиады-2016 всю российскую команду за прегрешения отдельных лиц: «Не надо вводить коллективную ответственность. Или это не спорт, а война».
Зерна от плевел попытался отделить Сергей Рзянин: «Возможно, есть небольшая политическая составляющая, но надо признать, это наша вина, а не каких-то заговоров. Привычка искать виновных на стороне не дает результата, а только усугубляет этот вопрос». И поэтому можно считать, что два самых популярных ответа не противоречат друг другу. Мы сами дали допинговый повод для атаки на российский спорт, а уж «доброжелатели» не преминули разжечь из искры пламя, пересыпая реальные факты сомнительными добавками.