ОБМАНУТЫЙ КАРЛСОН, ИЛИ ПОРТРЕТ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОГО БЕЗДОМНОГО

 

«Одинокий мужчина приблизительно сорокалетнего возраста, имеющий российское гражданство; рабочей специальности; имеющий вредные привычки; каждый второй – ранее судим. Основной причиной сложившейся ситуации является потеря жилья в результате мошеннических действий «черных риелторов» или выписка по решению суда. У основной массы в ходе обследований выявлены психопатические черты характера, а именно: манипулятивное поведение с целью получения личной выгоды, патологическая лживость, стремление к паразитическому образу жизни, перекладывание ответственности за сложившуюся ситуацию на внешние силы. Причиной, приведшей их к бездомности, по их мнению, является непродуманная политика государства и предательство близких», – таков, по словам  заместителя директора ЦСА «Люблино» по социальной работе Надежды Третьяковой, социальный портрет среднестатистического бездомного.

Проблемы людей без определенного места и предложения по их социальной адаптации представители общественных организаций, экспертного сообщества и духовенства обсудили на специальном выездном заседании рабочей группы при Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты РФ, которое состоялось в центре социальной адаптации «Люблино».

«Ко мне поступил документ о плане работы комплекса социальной сферы правительства РФ за подписью Ольги Голодец, – отметил член Московской общественной палаты, советник мэра Москвы Михаил Москвин-Тарханов. – Этот документ состоит из 47 пунктов. В нем подробно рассказано о том, какие будут меняться законы, какие будут собираться совещания, изложены методические руководства и прочее… Во всех этих 47 пунктах нет ни одного упоминания о бездомных. Нам предложили в ближайшее время дополнить этот документ или внести в него изменения. Я жду эти предложения от рабочей группы. Далее я передаю их в аппарат ОП, откуда они поступят уже Ольге Голодец».

В начале мероприятия об успешно действующей модели помощи бездомным в Москве на примере ГКУ Центр социальной адаптации «Люблино» для лиц без определенного места жительства и занятий Департамента труда и социальной защиты населения столицы рассказал его директор Борис Третьяк:

– Наш Центр существует с 1996 года. В 2013 году было проведено объединение семи центров социальной адаптации под эгидой центра «Люблино». Работа центра строится по трем основным направлениям. Первое – это уличная работа (ею занимаются пешие и мобильные бригады); второе  – предоставление ночлега (сейчас в центре 400 койко-мест и 100 мест для обогрева); третье – это ресоциализация. У нас сейчас около 800 койко-мест для тех, кто подписал соответствующий договор и проходит полный курс ресоциализации, который предусматривает восстановление документов, оформление инвалидности, трудоустройство. Так, за 2015 год нами трудоустроено 256 человек; 250 мы помогли восстановить родственные связи. За прошлый год на территории пункта срочной социальный помощи, который развернут за Ярославским вокзалом, было роздано 80 тысяч порций еды. Кормить бездомных там помогают представители 16 общественных организаций. С декабря 2015 года к ним добавилось еще одно чрезвычайно важное направление – медицинское обслуживание. С декабря в нашем пункте оказания срочной медицинской помощи получили обслуживание 1327 человек. Сейчас у нас там ежедневно получают медицинскую помощь от 25 до 50 человек.

За 5 месяцев 2016 года в ЦСА «Люблино» уже обратились за помощью 6509 человек, из них 3309 было выявлено силами мобильных и пеших бригад в районах московских вокзалов и еще 2084 человека – в столичной подземке. 132 человека были отправлены по месту жительства, 75 вселены по месту прописки.

Участник заседания рабочей группы Емельян Сосинский, соучредитель межрегиональной общественной организации социальной адаптации лиц без определенного места жительства «Дома трудолюбия «НОЙ», предложил в качестве эффективной альтернативы трудотерапию, но при условии ее осознанной необходимости самими подопечными.

«Наш контингент правильнее, с моей точки зрения, называть не «бездомными», а «людьми улиц», потому что половина из них где-то зарегистрированы, возможно, даже имеют жилье, – сказал он. – Из них, согласно нашей статистике, 95% – это приезжие, причем 80% из них приехали из российских регионов. 9/10 из них являются алкоголиками и наркоманами. В связи с этим важно определиться, что мы с ними собираемся делать: да, можно их три раза в день кормить, устраивать им сеансы кино, водить в бассейны. То есть мы пытаемся вести себя с ними так, как с какими-то больными детьми, которые прибыли в санаторий поправить свое пошатнувшееся здоровье. По сути таким образом мы создаем им благоприятные условия для культивирования этого образа жизни. Но это очень заразный образ жизни. Я могу сказать на примере нашего храма Косьмы и Домиана около памятника Юрию Долгорукому (это место в течение 15 лет является самым крупным по кормлению бездомных в Москве): вместо одного человека, которому помогают так жить, в течение года становится 3, а то и 5. При этом следует помнить, что люди, которые встают на этот путь, назад, как правило, не возвращаются, так как совершенно меняется психология. Они понимают, что совершенно не надо работать, не надо быть трезвыми и т. д.  На примере нашего храма могу сказать, что живут они «счастливо», но недолго. Примерно три года. Мы считаем, что не надо помогать человеку жить такой жизнью. 85% из «людей улиц» – это мужчины трудоспособного возраста, и они действительно еще могут трудиться. Причем, если расширить спектр предлагаемых работ (то есть предлагать им не только физически тяжелые), то работать смогли бы почти все. И тогда они уже перестают быть теми «детьми в пионерском лагере», которых надо развлекать. Это заблуждение, что алкоголик или наркоман не может работать. Самостоятельно – да, возможно, и не может. И российский, и зарубежный опыт свидетельствует, что на это способны в лучшем случае 50 из 1000. Чтобы менять эту ситуацию, нужен общинный образ жизни, общинный труд (по-другому они не могут)».

Следующий шаг, который предлагают сделать члены общественной организации «Дом трудолюбия «НОЙ», – это создание условий, в первую очередь законодательных, в которых такая община могла бы существовать. На заседание рабочей группы они пришли с уже сформулированными предложениями, юридически оформленными поправками и дополнениями в существующее российское законодательство и сложившуюся правоприменительную практику. И теперь единственное, чего они хотят, – это быть услышанными. Да, многие их пожелания на фоне современной российской действительности выглядят несколько наивно, на что им и указал модератор заседания Михаил Москвин-Тарханов. Например, попытка обойти существующий институт «прописки» через регистрацию лиц БОМЖ по месту пребывания в учреждениях социальной защиты либо администраций муниципальных образований, на территории которых они фактически находятся. Но, может быть, заслуживает внимания просьба таких общин о выделении им земельных участков, на которых они могли бы жить и трудиться. Хотя скорее всего на нашей «одной шестой» это тоже все из области фантастики…

Сергей ИШКОВ.

На снимке: кадр из мультфильма “Малыш и Карлсон” (“Союзмультфильм”, 1968).

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x