ОНА ПРОЗРЕЕТ ПОД КОНЕЦ СЕЗОНА…

…но на другой сцене

Сегодня Московский государственный академический музыкальный театр имени Наталии Сац завершает сезон показом оперной постановки «Иоланта» П. И. Чайковского на сцене театра «ГЕЛИКОН-ОПЕРА» Дмитрия Бертмана, который является ее режиссером.

Довольно громкий финал 50-го сезона МГАДМТа, который сам, как известно, находится на Юго-Западе столицы. Но это одновременно и итог Больших московских гастролей театра им. Сац, вернее, масштабного юбилейного проекта, придуманного его художественным руководителем Георгием Исаакяном. В течение юбилейного года в рамках «внутренних» гастролей «сацовцы» представили свои постановки на сценах ведущих площадок Москвы: например, в «Новой опере», театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, РАМТе, театре им. Покровского, а также в Театральном зале Московского международного Дома музыки, Камерном зале Московской филармонии и даже в Пушкинском музее.

Создатели «Иоланты» интерпретировали оперу современно и остро. По их замыслу в сценическом пространстве пересеклись «два мира, два детства», как говорили раньше. Ныне – две временные действительности.

Слепая Иоланта живет в мире садов, музыки, покоя, красоты, которые она не может видеть, но чувствует. Остальные герои, в том числе и ее возлюбленный Роберт, – из мира современного мегаполиса с его шумом, смогом, проблемами в финансах и проч. атрибутикой. Но в целом спектакль получился об одиночестве, о боли и отверженности. И о Любви, что символично для показа накануне Дня Петра и Февронии, который отмечается в России 8 июля.

Об этой постановке театр Сац заявлял несколько раз еще в конце прошлого сезона. Но премьера состоялась только в сентябре нынешнего, подошедшего стремительно к концу. Авторы спектакля – постановщик Дмитрий Бертман, музыкальный руководитель и дирижер Евгений Бражник, художник Хартмут Шоргхофер (Австрия) и хореограф Эдвальд Смирнов – адресовали постановку подросткам от 12 лет и взрослым членам их семей. В России произведение датского писателя знают в переводе Владимира Зотова, на его основе которого брат Петра Чайковского, Модест Чайковский написал либретто оперы.

К слову, родителям стоит обратить внимание на возрастное ограничение аудитории в силу сложности жанра, к которому надо быть подготовленным. Музыка Петра Ильича, конечно же, будет понятна всем. А сюжет, в основе которого лежит драма Генрика Герца «Дочь короля Рене», не столь прост и однозначен…

Врываясь в виртуальный мир Иоланты, два друга нарушают запрет ее отца на тайну о слепоте дочери, и та узнает о ней… Ей теперь так хочется увидеть мир настоящий! И она решает во что бы то ни стало прозреть… Но чем обернется для нее это «прозрение». Шоком станет для зрителей финальная сцена спектакля: на огромном экране картина цветов из райского сада меняется видом загруженной автомобилями трассы…

Кстати, после премьерного пока осенью, педагогическая часть театра сделала замечательное предложение – обсудить постановку с юными зрителями. Постановочная группа и артисты поддержали идею. И получили, как говорят в современном мире, «бонус» – узнали из первых уст, от потенциальных «потребителей», что так, а что не так, какие мысли вызывает у поколения XXI века опера, написанная столетие назад…

Оксана МЕРЗЛИКИНА.

Фото: Елена Лапина (МГАДМТ им. Н. И. Сац).

Добавить комментарий