…но на другой сцене
Сегодня Московский государственный академический музыкальный театр имени Наталии Сац завершает сезон показом оперной постановки «Иоланта» П. И. Чайковского на сцене театра «ГЕЛИКОН-ОПЕРА» Дмитрия Бертмана, который является ее режиссером.
Довольно громкий финал 50-го сезона МГАДМТа, который сам, как известно, находится на Юго-Западе столицы. Но это одновременно и итог Больших московских гастролей театра им. Сац, вернее, масштабного юбилейного проекта, придуманного его художественным руководителем Георгием Исаакяном. В течение юбилейного года в рамках «внутренних» гастролей «сацовцы» представили свои постановки на сценах ведущих площадок Москвы: например, в «Новой опере», театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, РАМТе, театре им. Покровского, а также в Театральном зале Московского международного Дома музыки, Камерном зале Московской филармонии и даже в Пушкинском музее.
Создатели «Иоланты» интерпретировали оперу современно и остро. По их замыслу в сценическом пространстве пересеклись «два мира, два детства», как говорили раньше. Ныне – две временные действительности.
Слепая Иоланта живет в мире садов, музыки, покоя, красоты, которые она не может видеть, но чувствует. Остальные герои, в том числе и ее возлюбленный Роберт, – из мира современного мегаполиса с его шумом, смогом, проблемами в финансах и проч. атрибутикой. Но в целом спектакль получился об одиночестве, о боли и отверженности. И о Любви, что символично для показа накануне Дня Петра и Февронии, который отмечается в России 8 июля.
Об этой постановке театр Сац заявлял несколько раз еще в конце прошлого сезона. Но премьера состоялась только в сентябре нынешнего, подошедшего стремительно к концу. Авторы спектакля – постановщик Дмитрий Бертман, музыкальный руководитель и дирижер Евгений Бражник, художник Хартмут Шоргхофер (Австрия) и хореограф Эдвальд Смирнов – адресовали постановку подросткам от 12 лет и взрослым членам их семей. В России произведение датского писателя знают в переводе Владимира Зотова, на его основе которого брат Петра Чайковского, Модест Чайковский написал либретто оперы.
К слову, родителям стоит обратить внимание на возрастное ограничение аудитории в силу сложности жанра, к которому надо быть подготовленным. Музыка Петра Ильича, конечно же, будет понятна всем. А сюжет, в основе которого лежит драма Генрика Герца «Дочь короля Рене», не столь прост и однозначен…
Врываясь в виртуальный мир Иоланты, два друга нарушают запрет ее отца на тайну о слепоте дочери, и та узнает о ней… Ей теперь так хочется увидеть мир настоящий! И она решает во что бы то ни стало прозреть… Но чем обернется для нее это «прозрение». Шоком станет для зрителей финальная сцена спектакля: на огромном экране картина цветов из райского сада меняется видом загруженной автомобилями трассы…
Кстати, после премьерного пока осенью, педагогическая часть театра сделала замечательное предложение – обсудить постановку с юными зрителями. Постановочная группа и артисты поддержали идею. И получили, как говорят в современном мире, «бонус» – узнали из первых уст, от потенциальных «потребителей», что так, а что не так, какие мысли вызывает у поколения XXI века опера, написанная столетие назад…
Оксана МЕРЗЛИКИНА.
Фото: Елена Лапина (МГАДМТ им. Н. И. Сац).