Строем к Богу ходить нельзя, в Бога надо верить – Сергей Степашин и Сергей Рябухин рассказали о восстановлении древнего Спасо-Преображенского монастыря в Муроме.
Пресс-центр «Парламентской газеты» провел в четверг встречу по проблемам духовно-нравственного возрождения России с участием председателя попечительского совета по восстановлению Спасо-Преображенского мужского монастыря в Муроме, сенатора Сергея Рябухина.
Сергей Рябухин представил выставку фотографий Владимира Гурина «Спасо-Преображенский мужской монастырь в Муроме. История восстановления».
Участники получили книгу Василия Зюбина «Муромский спасский монастырь: послушание от «скоропослушницы» – М.: «Московские учебники – СиДипресс», 2013. – 160 с., тир 1100.
Монастырь основан тысячу лет назад князем Глебом, известным наряду с братом Борисом Святым. Муромляне называют его Степашин монастырь, поскольку восстановление храмового комплекса из руин стало возможным благодаря вмешательству Счетной палаты, когда ею руководил Сергей Степашин.
Степашин нашел меч Ильи Муромца. Копию меча подарил Владимиру Путину. Рябухин привез из Киево-Печерской лавры часть мощей Ильи Муромца. Из Палестины привез отростки смоковницы, которая видела Иисуса. Теперь смоковница растет около ворот монастыря в Муроме. Сенатор Рябухин хороший рассказчик. Мне, закоренелому атеисту, было интересно. В восстановление руинированного монастыря верилось с трудом. Начало положил академик Лихачев, убедив Ельцина вывести отсюда полк связи. Минобороны Грачев получил приказ, но на практике оказалось не просто, а вовсе даже долго. В надвратной церкви располагался полковой оркестр, в одном из храмов – дом культуры, в другом – гауптвахта.
Из трех казарм полка две снесли. Под фундаментом обнаружились надгробные плиты и погост. Тут были похоронены знатные люди города, два знаменитых рода Языковых и Зворыкиных – кроме одного, который в США сделал телевизор. Кости собрали и вопреки православной традиции выставили открыто в специально построенной на территории монастыре часовне-костнице. Полковую пекарню и третью казарму сохранили. Первое время в ней располагалась гимназия.
Нынешний облик монастыря связан не только с созидательной деятельностью двух Сергеев – Рябухина и Степашина, но и с фантазиями легендарной личности отца Кирилла.
Происхождением из «семьи интеллигентной», Кирилл увлекся скотоводством и завез из Костромской области два десятка коров с бычком германской породы, что необычно. Пастись гоняли на другой берег Оки по мосту, когда мост еще был. Ленивый послушник затопил печь и ушел, а когда вернулся, уже вовсю полыхало. Печное отопление заменили на газовое, и это было целое дело – провести газ в монастырь. Сейчас коммуналку монастыря берет на себя Владимирская область, для чего губернатор Светлана Орлова ежегодно выделяет полтора миллиона.
Отец Кирилл, пока был жив, устроил в монастыре уникальный птичник с породами необыкновенными. Есть небольшой прудик для экзотических уточек. Где был погост, а потом казарма, раскинулся огород.
Гимназия – это тоже идея Кирилла. Человек фантазий страдал раком, но умер не от болезни. А внезапно в ДТП. Такая лихая судьба.
После смерти Кирилла гимназия пришла в упадок. Успеваемость снизилась. Благодаря вмешательству Счетной палаты удалось построить новое здание, там прошло уже два выпуска. Лучшая школа Мурома, в выпуске три золотых медалиста. Руководит гимназией архимандрит Кронид.
Что бы ни звучало в парадных речах о духовности православия, никакой веры без момента бесовщины не бывает нигде в мире людей, коль Бог нарисован по подобию человека, существа двуединого. Исключение составляет триединая Россия с ее неистребимым язычеством, лихостью замысла, воплощением немыслимого, эклектичной красотой несовместимого.
Лев МОСКОВКИН.
Фото автора.