Как научить студента или практикующего врача новому виду операции? Репортаж из Медицинского симуляционного центра при Городской клинической больнице имени С.П. Боткина.
Больной стонал и плакал, кашлял, у него поднялось давление, участился пульс, он явно боялся сложной процедуры… «Все, как у живого человека, только без души, – рассказывает доктор Гасан Демидов, проводя сложную процедуру гастроскопии…роботу! «Я давно работаю врачом, – объясняет Демидов, но с удовольствием пришел на переподготовку. С учётом того, что ежегодно у нас появляются новые технологии, новое оборудование, мы обязаны постоянно совершенствоваться, подтверждать свои знания, умения, повышать квалификацию, и самое главное – лучше лечить пациентов».
Этот симпатичный доктор, как и сотни других медиков, проходят обучение в новом Медицинском симуляционном центре при Городской клинической больнице имени С.П. Боткина. Стену украшает старинная табличка, где на латыни написаны замечательные слова: «Практика — лучший учитель». Это настоящий девиз центра, ведь в медицине по-другому и невозможно.
Городской симуляционный центр создавали в течение трех лет напряжённой работы. В итоге появилось уникальное, не имеющее аналогов в России и СНГ полноценное учебное заведение с полным набором оборудования и учебных программ, по многим параметрам ставшее лучшим в Европе. Как рассказал руководитель симуляционного центра Юрий Логвинов, учебный комплекс площадью две тысячи квадратных метров расположен в корпусе №22 ГКБ имени Боткина и представляет собой полноценную многопрофильную виртуальную клинику, оборудованную самыми современными симуляторами по 50 направлениям медицины. Симуляторы – это не просто манекены, а сложнейшие электронно-механические роботы-тренажёры, имитирующие функции и физиологические особенности человеческого организма. Роботы-симуляторы полностью воспроизводят анатомическое строение и физиологические функции человека (сердцебиение, дыхание, выделительные функции), потребляют кислород, выделяют углекислый газ, реагируют на лекарства и лечение, это одно из наиболее эффективных и быстро развивающихся направлений подготовки и повышения квалификации врачей и другого медицинского персонала.
Оборудование и тренажёры, которые размещены в симуляционном центре, позволяют медикам практиковаться бесконечное количество раз, чтобы исключить впоследствии любой риск для пациента. Люди в спокойной и комфортной обстановке могут отточить технику той или иной диагностики и манипуляции. Теперь врачи и медсестры, не причиняя неудобства больным, могут «набивать руку» на фантоме во время учебного процесса.
Расположение центра в крупнейшей городской больнице позволяет совмещать обучение на тренажёрах с непосредственной работой с пациентами. Сейчас разработаны и готовы к использованию более 20 программ повышения квалификации и учебно-методические пособия по 70 симуляционным модулям. Созданы отделения: акушерства и гинекологии с родовым залом; неонатологии; ортопедии и травматологии; лапароскопической и роботической хирургии; хирургии головы и шеи; урологии и андрологии; инструментальной и эндоскопической диагностики; реанимации и интенсивной терапии; анестезиологии; операционные.
Есть также отделение по обучению среднего медицинского персонала и уникальное отделение медицины катастроф. При этом впервые внедрены обучающие программы по нейрохирургии, офтальмологии, робот-ассистированной хирургии (знаменитый робот Да Винчи) и оториноларингологии.
…В кабинете травматологии и ортопедии доктор Евгений Филатов отрабатывает мастерство по проведению сложнейшей операции артроскопии коленного сустава, а преподаватель симуляционного центра Боткинской больницы Николай Зыгин следит за действиями подопечного. Рядом, на мониторе, в режиме онлайн транслируется импровизированная операция. Врачи в любой момент могут проанализировать свои действия, проработать ошибки, ведь управление симуляционным центром осуществляется с помощью высокотехнологического программно-аппаратного комплекса LearningSpace, включающего 64 камеры видеонаблюдения. Система мониторинга позволяет записывать учебный процесс и анализировать действия как обучающихся, так и преподавателей.
Среди пластиковых помощников врачей самый экспрессивный – это беременная женщина.
Родовой зал (даже жутковато от реалистичности) – капельницы, всевозможные инструменты, стерильные простыни и даже искусственная кровь! Ю. Логвинов рассказывает, что с помощью специальной компьютерной программы можно выбрать так называемый сюжет сложности родов: пациентке может быть как 20 лет, так и 60, она может рожать первенца или пятого ребенка, кричать или потерять сознание, ведь врач должен быть готов ко всему. Этот курс уже прошли более 150 сотрудников «скорой помощи», которые чаще всего помогают человеку появиться на свет в чрезвычайных обстоятельствах.

Здесь же крохотные роботы-младенцы, абсолютно как живые, даже в разноцветных одежках и памперсах! Неонатологи (доктора, которые лечат новорожденных) могут следить за его температурой, сердцебиением и дыханием, учиться выхаживать недоношенных деток, практиковаться в лечебных манипуляциях на крохотном тельце робота.
В центре врачи учатся понимать и роботов-коллег. Хирург городской клинической больницы №31 Сергей Какурин уже подружился с «коллегой Да-Винчи»: «Я осваиваю проведение операциий с помощью робота Да Винчи, у нас в больнице есть этот уникальный аппарат, и я решил свои навыки усовершенствовать».
Роботы-симуляторы отлично выполняют свою работу, но ни один ультрасовременный механизм не сможет сымитировать живое общение врача и пациента. На этот случай есть курсы, аналогов которым нет в России. К примеру, курс по оказанию паллиативной помощи, где врачей и медсестер обучают уходу за неизлечимо больными и умирающими. «Мы учим, как обращаться с пациентами и их родственниками, как оказывать необходимую поддержку и обеспечить уход. Для медика очень важно найти слова, чтобы помочь больному достойно и по возможности безболезненно пройти этот сложнейший отрезок жизни», – объяснила главный специалист по паллиативной помощи Департамента здравоохранения Москвы Диана Невзорова. Кстати, здесь на помощь врачам приходят студенты театральных вузов, что для молодых актеров является отличной практикой. Для них созданы специальные сценарии поведения, имитирующие различные заболевания, а также манеру общения с доктором. Это позволит обучить врачей и медсестер не только профессиональным навыкам, но и правильному поведению с пациентами в различных ситуациях.
В конце путешествия по центру симуляции нам показали самое интересное – отделение медицины катастроф. Здесь имитируются случаи техногенных катастроф на транспорте, позволяющие отрабатывать практические навыки оказания экстренной помощи как для врачебно-фельдшерских бригад, так и для спасательных служб.
Разорванный взрывам вагон метро, кровь, грохот, крики о помощи- кошмар! Но создание такой ситуации позволяет научить медиков концентрироваться на выполнении своего долга – спасении жизни людей. В тот момент, когда мы посетили самое сложное отделение, там сдавали экзамены по курсу базовой сердечно-легочной реанимации врачи московских поликлиник. Симпатичный доктор-рентгенолог из поликлиники №2 Игорь Карпов грамотно и умело «спасает жизнь» роботу. Инструктор – Роман Ямпольский (врач анестезиолог-реаниматолог, сотрудник станции скорой неотложной помощи подстанции №19), преподаватель центра, очень доволен – коллега отлично выполнил работу! Игорь Карпов – рентгенолог, но специально прошел курс, чтоб иметь возможность оказать при необходимости первую помощь. Сотрудник скорой помощи не случайно оказался на месте преподавателя, а рентгенолог на месте студента, ведь в симуляционном центре обучают коллег ведущие специалисты здравоохранения города Москвы, профессора медицинских вузов, специалисты-практики, прошедшие обучение в Германии.
Планируется приглашать к сотрудничеству и зарубежных коллег. Обучение и повышение квалификации в симуляционном центре будут проходить ординаторы, интерны медицинских вузов, аспиранты, врачи-специалисты, а также средний медицинский персонал городских больниц и поликлиник, сотрудники экстренных служб (пожарные, спасатели, полицейские) и специалисты по уходу за престарелыми. Кроме того, на базе центра планируется проводить оценку профессиональной компетентности в рамках сертификации и аккредитации медицинских работников.
Как отметил Юрий Логвинов, руководитель Медицинского симуляционного центра ГКБ им. Боткина: «Центр развивается очень динамично. На первом этапе возможности центра позволяют организовать ежегодное повышение квалификации более 7 тысячам врачей и медицинских сестёр. В дальнейшем его пропускная способность расширится до 20 тысяч специалистов в год. В рамках выполнения государственного задания за первое полугодие 2016 года обучены 4385 специалистов системы здравоохранения Москвы, из них врачей – 2,3 тысячи, среднего медперсонала — более 2 тысяч человек. Повышение квалификации врачей будет способствовать улучшению результатов оказания медицинской помощи, более широкому распространению современных методов лечения и снижению числа врачебных ошибок».
Елена МИНАШКИНА. Фото автора.