ФАУСТ И ШУРЫ-МУРЫ

22 – 25 июля на Исторической сцене Большого театра пройдет первая премьерная серия оперы Берлиоза “Осуждение Фауста” в постановке знаменитого немецкого режиссера Петера Штайна. За дирижерским пультом – Туган Сохиев. Маргарита – Ксения Дудникова. Фауси – Саймир Пиргу. Мефистофель – Дмитрий Белосельский. Брандер – Николай Казанский.

Это первое сценическое воплощение музыки Гектора Берлиоза в истории Большого театра. А вот к истории Фауста Петер Штайн обращается не впервые. В 1996 году со студентами Высшей школы искусств в Берлине он поставил грандиозный “Фауст-марафон” в рамках ганноверской выставки Expo-2000.

Однако версия Берлиоза трагедии “Фауст”, по словам режиссера, “имеет к Гете весьма слабое отношение”. Петер Штайнт рассказывает: “К “Осуждению Фауста” Берлиоза я обратился, потому что это в высшей степени интересное музыкальное произведение первой половины ХIХ века. Оно, как известно, было предназначено вовсе не для театра, а для концертного исполнения. Да, у Гете Фауста не проклинают. У Берлиоза вся трагедия ученого сводится на нет, остается лишь трагедия Фауста и Маргариты, Мефистофель предстает кем-то вроде аниматора в Club Méditerranée, предлагающего скучающему молодому человеку, которому даже книги лень читать, отправиться на дискотеку. Происходит это в погребке Ауэрбаха. Магистру Фаусту эта идея не нравится, и после этого все начинает вращаться вокруг секса. Мефистофель находит ему женщину. Фауст и Маргарита встречаются во сне, Маргарита говорит ему: “Ты Фауст, я знаю, кто ты”, тот отвечает: “Ты Маргарита, я люблю тебя, мы еще во сне полюбили друг друга”.

Такие вот шуры-муры, и оба очень быстро переходят к делу. Это типично французское романтическое представление. У немца Гете они, разумеется, встречаются на улице перед церковью. И Фауст должен приложить невероятно много усилий, чтобы затащить Маргариту в постель. У Берлиоза об этом нет и речи: Фауст входит в комнату, Маргарита спит, и они тотчас готовы заниматься любовью. Интерес романтика Берлиоза простирается, в первую очередь, в сферу сказочно-мифических существ: гномы и эльфы, черти, целый балет из блуждающих огоньков, ну а потом уже танцующие крестьяне, марширующие солдаты, подвыпившие студенты… И я пытаюсь это проиллюстрировать..”
Ирина ШВЕДОВА.
На снимке: Петер Штайн и Туган Сохиев во время репетиций.
Фото Дамира ЮСУПОВА (Большой театр).

Добавить комментарий