Царь Алексей Михайлович остался бы доволен, узнав, что в его возрожденном деревянном дворце в Коломенском открыта выставка лаковой миниатюры, представляющая основные мировые центры этого удивительно красочного ремесла: восточные лаки ХVIII – ХХ вв. Японии, Китая, Персии, Мьянмы, Вьетнама; западноевропейские лаки ХVIII – ХIХ вв. – Англии, Франции, Германии. И, конечно, государь был бы удовлетворен фактом, что основное место в экспозиции отведено лаковому ремеслу России, о чем говорит название выставки: «Федоскино. Искусство лаковой миниатюрной живописи», приуроченной к 220-летию промысла.
Федоскино – небольшое село в Подмосковье, где еще в 1795году купцом П. Коробовым была основана мануфактура, изготовлявшая лаковые козырьки для армейских головных уборов. Позже здесь стали делать табакерки из папье-маше, с наклеенными раскрашенными гравюрами, которые покрывались лаком. В 1818 году наследовавший производство зять Коробова П. Лукутин, а после и его сын А. Лукутин, наладили широкое производство модных лаковых вещиц и сувениров – табакерок, портсигаров, пудрениц, очешников, шкатулок, подносов, которые стали называть лукутинскими, а позже федоскинскими.
Лукутинская фабрика обслуживала все слои населения. Для состоятельных заказчиков предназначались вещи высокохудожественные и очень дорогие: портреты государей, мифологические и аллегорические сцены, батальные сцены войны 1812 года. Для покупателя попроще были косари, смазливые пейзанки, свадьбы, чаепития и тройки.
Долгие годы Федоскино не знало конкурентов, его лаковые изделия вывозились в Англию ,Германию, Швецию, США и пользовались там огромным успехом. К сожалению, бездарные наследники А. Лукутина после его смерти в 1888 году довели фабрику до разорения, и в 1904 году она была закрыта. Но группа энтузиастов, художников и мастеров сумела получить под залог имущества ссуду и создать трудовую артель. Она выжила в тяжелые годы революции и гражданской войны и получила государственную поддержку.
К опыту Федоскина обратились палешане, также создавшие в 1923 году свою артель. Основателем новой манеры, сочетавшей приемы иконописи и реалистической живописи, стал И. Голиков. Люди старшего поколения помнят шкатулки той поры с изображениями странных, тонконогих, парящих в черном лаковом пространстве революционеров, красноармейцев и колхозников, сверкающих золотыми складками одежд. В том же 1923 году артель «Древнерусская живопись» создали бывшие художники-иконописцы Мстеры Н. Клыков, А. Брагин, А. Сеньков. Позже она была преобразована в Центр традиционной мстерской миниатюры. Они же сумели организовать филиал в селе Холуй, в 1924 году преобразованный в самостоятельную Холуйскую художественную артель, изготовлявшую высокохудожественные сувениры.
В 1920-1930-е годы русской лаковой живописи пришлось столкнуться с еще одной опасностью: вульгарной политизацией искусства. Вот типичный сюжет тогдашней шкатулки: «Вручение бригаде-победительнице в соцсоревновании переходящего Красного знамени от обкома комсомола». Спасителем оказался, как это не раз бывало… Александр Сергеевич Пушкин. В 1937 году отмечалось столетие его гибели, и пушкинские сюжеты официально приветствовались. Обращение к Пушкину было для художников глотком свежего воздуха: сказки, «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»… За ними естественно последовали русские былины, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, а с ними вернулись тройки, чаепития, гусары 1812 года и другие вечные темы. В наши дни во всех четырех центрах лаковой миниатюры очень популярны сюжеты из Евангелия и истории Русской Православной церкви.
Расписные шкатулки и другие лаковые вещицы во все времена существования промысла считались достойными подарками-сувенирами для государственных деятелей, как внутри самой страны, так и зарубежья. Их дарили И. В. Сталину, Л. И. Брежневу, Хо Ши Мину, королевскому семейству Швеции, королеве Великобритании Елизавете II, королеве Дании Маргретте II. На выставке представлена шкатулка, подаренная Патриархом Кириллом папе Римскому Франциску во время их недавней встречи. После выставки она уедет в Ватикан. Есть лаковые шкатулки и в собрании В. В. Путина.
Колыбель русского лакового ремесла Федоскино, представлена и его «дочерьми», нашедшими самостоятельные пути развития – Палехом, Мстерой, Холуем.
В экспозицию вошли более 800 экспонатов, представленных ведущими музеями Москвы, Московской области, частными коллекционерами. Каждый экспонат – шедевр красоты. Многие и них выставлены впервые.
Выставка открыта до 22 октября.
Олег Торчинский.