РОЗОВЫЕ КРАСАВИЦЫ, ВИСЕЛЬНИКИ И ГОРА ФУДЗИ

Начала работу выставка самого известного графического дизайнера Японии ХХ века Таданори Ёко «Искусство смыслов». Она проводится при поддержке Японского фонда в Государственном музее Востока (Никитский б. 12-а).

«Японский Энди Уорхол», как его нередко называли за присутствие поп-арта в его работах, Таданори Ёко раздвинул рамки японского дизайна. В отличие от творчества примкнувших к модернизму коллег, работы Ёко – торжество цвета, формы, узнаваемых символов от ярлыков на кимоно до детских игровых карточек. У него было множество поклонников и последователей; в 1972 году он удостоился персональной выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке.08-6

Ёко создал собственную манеру, основанную на синтезе психоделического флюоресцентного коллажа и старой японской гравюры укиё-э. Его плакаты эклектичны и похожи на кошмарные, но ярко раскрашенные сны: фигуры висельников, горящие поломанные куклы в перемешку с китчевыми розами, соловьями, «шикарными» рассветами.

Первый свой плакат под нарочито вызывающим названием «Я умер от климакса в 29 лет» он выставил в 1965 году. В нем сочетаются мечты о непостижимом идеале, насмешка, холодная жестокость плюс дендизм. Смысл его многослоен. Два вида горы Фудзи символизируют состояние Японии до и после войны. Мотив Восходящего солнца с легкой руки Ёко становится символом японского поп-арта. Фига (в Японии – непристойный жест) здесь символ власти секса над толпой. В 1967 году Ёко приехал в Нью-Йорк, где вся коллекция его плакатов была приобретена кураторами Музея современного искусства (МоМА) по 100 долларов за лист (такую же цену уплатили Уорхолу за его «Мэрилин»).

9179080815В 1970 году Ёко, по совету своего друга писателя Юкио Мисимы едет в Индию, «учиться жизни». Увлекшись там мистицизмом и психоделикой, он близко сходится с музыкантами – «Биттлз» (особенно с Джоном Ленноном), ELP, Сантаной; разрабатывает дизайн конвертов для их пластинок.

В 1980 году. Ёко посещает выставку Пабло Пикассо в Нью-Йорке и решает заняться живописью. Как живописец, он вбирает в себя огромное количество влияний от метафизической живописи Джорджо де Кирико до наива Анри Руссо и сюрреалистов, не забывая при этом классическую японскую гравюру.

«Герои» его работ – персонажи литературы и кино, видения и сны. Многочисленные полотна с красным фоном отсылают к зареву неба во врем воздушных бомбардировок, врезавшихся в память художника с детства

Выставка включает инсталляции работ художника, короткометражные анимационные фильмы (1964-65), оформленные им конверты грампластинок.

Открыта до 6 ноября.

Олег Торчинский

На снимках:

1. «Текстильный институт на выставке ЭКСПО-70″

2. «Я умер от климакса в 29 лет».

3. Из серии «Розовые красавицы»

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x