Начала работу выставка самого известного графического дизайнера Японии ХХ века Таданори Ёко «Искусство смыслов». Она проводится при поддержке Японского фонда в Государственном музее Востока (Никитский б. 12-а).
«Японский Энди Уорхол», как его нередко называли за присутствие поп-арта в его работах, Таданори Ёко раздвинул рамки японского дизайна. В отличие от творчества примкнувших к модернизму коллег, работы Ёко – торжество цвета, формы, узнаваемых символов от ярлыков на кимоно до детских игровых карточек. У него было множество поклонников и последователей; в 1972 году он удостоился персональной выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Ёко создал собственную манеру, основанную на синтезе психоделического флюоресцентного коллажа и старой японской гравюры укиё-э. Его плакаты эклектичны и похожи на кошмарные, но ярко раскрашенные сны: фигуры висельников, горящие поломанные куклы в перемешку с китчевыми розами, соловьями, «шикарными» рассветами.
Первый свой плакат под нарочито вызывающим названием «Я умер от климакса в 29 лет» он выставил в 1965 году. В нем сочетаются мечты о непостижимом идеале, насмешка, холодная жестокость плюс дендизм. Смысл его многослоен. Два вида горы Фудзи символизируют состояние Японии до и после войны. Мотив Восходящего солнца с легкой руки Ёко становится символом японского поп-арта. Фига (в Японии – непристойный жест) здесь символ власти секса над толпой. В 1967 году Ёко приехал в Нью-Йорк, где вся коллекция его плакатов была приобретена кураторами Музея современного искусства (МоМА) по 100 долларов за лист (такую же цену уплатили Уорхолу за его «Мэрилин»).
В 1970 году Ёко, по совету своего друга писателя Юкио Мисимы едет в Индию, «учиться жизни». Увлекшись там мистицизмом и психоделикой, он близко сходится с музыкантами – «Биттлз» (особенно с Джоном Ленноном), ELP, Сантаной; разрабатывает дизайн конвертов для их пластинок.
В 1980 году. Ёко посещает выставку Пабло Пикассо в Нью-Йорке и решает заняться живописью. Как живописец, он вбирает в себя огромное количество влияний от метафизической живописи Джорджо де Кирико до наива Анри Руссо и сюрреалистов, не забывая при этом классическую японскую гравюру.
«Герои» его работ – персонажи литературы и кино, видения и сны. Многочисленные полотна с красным фоном отсылают к зареву неба во врем воздушных бомбардировок, врезавшихся в память художника с детства
Выставка включает инсталляции работ художника, короткометражные анимационные фильмы (1964-65), оформленные им конверты грампластинок.
Открыта до 6 ноября.
Олег Торчинский
На снимках:
1. «Текстильный институт на выставке ЭКСПО-70″
2. «Я умер от климакса в 29 лет».
3. Из серии «Розовые красавицы»