ВОЙНА. ЭВАКУАЦИЯ. ПОЕЗД

РАМТ на своей Маленькой сцене показал премьеру «Дом с башенкой» по автобиографической повести Фридриха Горенштейна в постановке Екатерины Половцевой. 

Единственное произведение писателя, опубликованное в СССР, рассказывает о его военном детстве, эвакуации, где мальчик потерял мать, она умерла в больнице, в доме в башенкой. На долю десятилетнего ребенка пришлось так много бед, что воспоминания о них не покидали его всю жизнь. На этих стоп-кадрах из прошлого и основан спектакль.

Главный герой (великолепная работа Максима Керина) работает фотографом, и каждый, кто приходит сниматься, напоминает ему персонажей поезда из прошлого, везущего его, осиротевшего и одинокого ребенка, в неизвестность. В спектакле война перемежается с настоящим, включается внезапно-парализующе кадрами-перебивками, и тема продолжается дальше. Вот приходит фотографироваться семья (Александр Пахомов, Анна Ковалева), и перед героем встает стена воспоминаний — с такой же семьей ему пришлось делить тяготы долгой дороги. И как они были равнодушно-презрительны к его горю. Вот девушка, чем-то неуловимо напоминающая ушедшую маму (Мария Рыщенкова)…

Впечатления детства самые сильные, а горе и война удесятеряет их. Из этой же темы вспоминаются дневники сына Цветаевой Георгия Эфрона, который вспоминал поезд в эвакуацию как самый страшный период своей жизни.

Режиссер спектакля Екатерина Половцева показывает психологический театр, полный затягивающе-мрачной достоверности: трагических случайностей, страха, отчаяния и безысходности. Герои этой истории неоднозначны в своих поступках — они жестоки, корыстны и милосердны одновременно. И режиссер точно улавливает картину этого мрака, создавая атмосферу полусна, полуреальности.

Поневоле возникает ассоциация: Горенштейн от слова «горе»? Судьба писателя действительно трагична. Его отца — профессора экономики расстреляли, когда мальчику было 2 года. Став писателем, он не пожелал следовать канонам ровесников-«шестидесятников», не поверил «социализму с человеческим лицом». В 1980 году эмигрировал в Германию, где и умер в одиночестве в 2002 году. На родине его трехтомник вышел лишь в 1992 году, но критика обошла его молчанием. По сценариям Горенштейна были сняты 17 фильмов («Солярис», «Раба любви» и другие), но имя автора даже не стояло в титрах. Между тем, в Германии, США, во Франции автор часто издается, в парижских театрах ставятся спектакли по его пьесам.

РАМТ представил очень сильный спектакль. И очень тяжелый. Он может послужить наглядным уроком истории для поколений «опоздавших к штурму рейхстага», как назвал молодых Евтушенко. И когда на сцену (а ее фактически нет в Маленьком зале, актеры играют на расстоянии вытянутой руки от зала) со страшными криками вываливаются калеки в тряпье и телогрейках, выстраиваются в очередь за пропуском на поезд в эвакуацию, а у кого-то из зрителей вдруг начинает дрожать виброзвонок на гаджете, возвращая в сегодняшнюю реальность, то вдруг понимаешь, КАКОЕ расстояние прошла страна ОТТУДА до сегодняшнего дня. И как все это надо ценить.

Галина СНОПОВА.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x