У ИСКУССТВА СВОИ ШУТКИ

Есть у человеческого глаза некий недостаток – «абберация зрения», т. е. непроизвольный его обман. Один из примеров. В жуткий день 11 сентября 2001 года многие зрители, в ужасе приникшие к экранам телевизоров, в клубах дыма, окутавших один из небоскребов, явственно видели …лик Сатаны! Позже в журналах была опубликована выкадровка: нагромождение серо-желтого дыма и пыли, и только. Но небольшое отклонение зрения – и вот он, Князь Тьмы: тонкие губы в усмешке, бородка, рожки, все, как положено.

11321
Автопортрет В. Борисова-Мусатова.

Естественно, этим свойством человеческого зрения просто не могло не воспользоваться искусство. Помните старинные открытки из бабушкиных альбомов: франт и красавица за столиком ресторана превращаются в видение черепа – символ «суеты сует». А у Сальвадора Дали что ни полотно, то «обманка»: «Лицо Мэй Вест, которое может быть использовано под квартиру», «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера» и т. д.

Но это Дали, Вечный Мистификатор , создатель «параноико-критического метода» в искусстве. А у нас речь пойдет о странном рисунке совсем другого мастера, замечательного русского художника, предтечи символизма в отечественном искусстве начала ХХ века – Викторе Борисове-Мусатове (1870 – 1905). С творчеством его ассоциируется поэзия старых дворянских гнезд, гибнущих «вишневых садов», по аллеям которых бродят тени красавиц былых времен. «Реквием», «Отблески заката», «Призраки», «Водоем» – кто из нас не восхищался изысканной меланхолией этих полотен!

1205-2Рисунок, о котором пойдет речь, хорошо известен. Он не раз экспонировался на выставках графики в Третьяковской галерее, постоянно публиковался в альбомах, посвященных творчеству В. Борисова-Мусатова и русскому Серебряному веку. Впервые он был опубликован в журнале «Весы» еще в 1905 году. Называется он «У беседки». Обычная для художника лирическая сценка: барышня у калитки, чуть приподняв широкую юбку, внимательно смотрит на что-то в траве – мышку, ежика, лягушку. Рисунок сделан штрихом намеренно расплывчато – еще одно видение прошлого?

А теперь поверните рисунок на 90 градусов по часовой стрелке, положив его на горизонталь. Каково?

Откуда ты взялся, волчина серый? Кто тебе товарищ?

Чертовщина эта абсолютно непонятна. Виктор Эльпифидорович был человеком добрым, спокойным, несмотря на свой физический недостаток (горб) не играл в страдальца, жил радостно, со вкусом, был в ладахс жизнью и людьми. Может быть . это зашифрованное послание художника какой-то женщине в духе Васисуалия Лоханкина – «Волчица ты. Тебя я презираю»? Непохоже. Романы художника были радостны, красивы, и как правило, бестрагедийны. Да и жену он себе выбрал красавицу.. Может , созорничал? Маловероятно. Виктор Эльпифидорович был человеком положительным, любил, уважал искусство. Все так. Тем не менее, волчина-то все равно наличествует, ишь, ухмыляется : «Ну, художник, погоди!»

Искусство хорошо тем, что далеко не всегда ставит все точки над «i». Как говаривал мудрый Козьма Прутков, «Если на клетке слона прочтешь надпись «буйвол, не верь глазам своим». Так-то.

Олег Торчинский

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x