Вы здесь
Главная > #СМОТРИ/СЛУШАЙ > «ЗАГАДОЧНЫЙ» МИР КХАДЖУРАХО

«ЗАГАДОЧНЫЙ» МИР КХАДЖУРАХО

Если вы побывали в Индии, вас по возвращению обязательно спросят, видели ли вы «храмы любви»? Так окрестила группу необычных храмов в окрестностях деревушки Кхаджурахо наша публика, малосведущая в тонкостях средневековой индийской архитектуры, но страшно любопытная до всего, что касается секса. Ее можно понять: многие годы советская таможня наряду с действительной порнографией изымала репродукции древних скульптур, признанных во всем мире шедеврами искусства. А сегодня, когда многие моральные табу рушатся на глазах, вспомнить о Кхаджурахо уже не грех.

Храмы Кхаджурахо расположены в изрядной глуши на северной оконечности пустынного Деканского плато ( штат Мадхья Прадеш). В конце ушедшего века там был выстроен небольшой аэродром, чтобы принимать самолет из Дели или Мумбая (бывшего Бомбея) раз в день. Но что такое один самолет для тысяч туристов, ограниченных к тому же во времени и средствах?…1406878242_khram-parshvanatkha-parsvan

… Когда-то здесь располагался большой город Кхаджуравахака, столица государства, которым правила раджи династии Чанделла. Во времена правления раджи Джанги здесь были в короткий срок – с 954 по 1050 годы выстроены 85 великолепных храмов (хронологическая увязка: в 988 году состоялось крещение Руси). Судя по всему, это был, говоря сегодняшним языком, государственный проект, и все население облагалось трудовыми повинностями и налогами. Крестьяне не только работали на строительстве, но обязаны были содержать жрецов, музыкантов, танцовщиц, поставлять для питания и обрядов кокосовые орехи, фрукты, молоко. Это было тяжелое бремя, нередки были крестьянские бунты. Траты на строительство не лучшим образом сказались и на экономике государства и в 1200 году оно было легко завоевано мусульманскими правителями Дели. Преданная забвению, обезлюдевшая.заброшенная на многие века столица была открыта заново лишь в начале ХХ века. Благодаря своей удаленности она избежала разрушения. Впрочем, из 85 храмов сравнительно хорошо сохранились чуть более 20. Это массивные столпообразные сооружения, символизирующие священную гору Меру, обиталище богов. Они стоят на высоких платформах, украшенных ярусами скульптурных горельефов, насчитывающих сотни фигур. Самый знаменитый – Кандарья Махадева украшен более 900 фигурами, из них 646 находятся снаружи. Главное место занимают женские персонажи: небесные красавицы – апсары, прислужницы богов – сурасундари и богини змей – нагини. Скульпторы создали особый тип женской красоты, неправдоподобный и реальный одновременно, недаром индийцы говорят, что это люди с луны. У этих женщин утонченная до крайности талия, геометрически шарообразные груди, могучие бедра, удлиненные глаза и по-птичьи заостренные носы. Есть изображения мужчин – богов и земных владык, много звериных фигур, в основном львов. Здесь можно увидеть очень живые сценки повседневной жизни: работу строителей храмов, охотников, крестьян. Вот девушка пишет письмо, другая подводит глаза сурьмой перед свиданием, мать ласкает ребенка.

007baebee4008c8db79ff58b71b1f9ba9be598deНо славу храмам Кхаджурахо создали эротические скульптуры, т.н. «майтхуна» – пары . сплетенные в любовных объятиях. Представлены десятки самых изощренных, самых невероятных поз. Есть композиции, включающие по нескольку фигур. По динамике, смелости ракурсов и винтообразных разворотов фигур и по необычности тематики скульптуры Кхаджурахо не знают равных в мировом искусстве. Но почему они помещены так необычно – на стенах храмов? Об этом гадала богобоязненная христианская Европа.

А загадки-то и не было.

Эротическая скульптура Индии, Непала и некоторых других стран Азии имеет традиции, связанные с древнейшим культом плодородия, Богини-Матери, подательницы жизни всему сущему, в поклонении Шакти – женскому началу, рядом с которым мужское начало второстепенно. Поклонение Шакти , служение ей в виде изощренных эротических ритуалов угодно богам. Отсюда и идет мотив «майтхуна» в искусстве – соединение пар животных, птиц, людей. Искусство любви в древней Индии приравнивалось к другим видам искусства – танцу, пению, музыке Совершенно открыто. Классический трактат «Камасутра»(V в), о котором сегодня судачат все, кому не лень, ни разу его не прочитав, не имеет до сих пор аналогов по глубине изучения и деликатности трактовки необычных тем..Храмы Кхаджурахо иногда называют «Камасутрой в камне».В ритуальных поклонениях Шакти принимали участие танцовщицы и храмовые жрицы любви. Специальные инструкторы обучали их по этим пособиям.

Так безымянные мастера древности создали удивительной красоты и мудрости каменный гимн во славу Жизни и ее земных радостей.

Олег Торчинский.

lakshman-temple_pof6ri

Добавить комментарий

Loading...
Top