ПОЙ, ГИТАРА – ПОДРУГА ЦЫГАНА…

16 декабря знаменитый, единственный в мире цыганский театр «Ромэн» отмечает свое 85-летие. К этому событию приурочена выставка «От цыганского хора до театра», которая открылась в музее-усадьбе Федора Ивановича Шаляпина. Торжественная презентация прошла накануне при большом стечении артистов театра, журналистов и поклонников.

Экспозиция рассказывает о развитии хорового и музыкального искусства российских цыган, а также об истории этого уникального коллектива. Выставка — совместный проект, в работе над которым приняли участие два ведущих музея Москвы — ВМОМК имени М.И.Глинки и ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, а также сам юбиляр — Московский музыкально-драматический театр «Ромэн».

Проведение «цыганской» выставки именно в музее-усадьбе Ф.И. Шаляпина, конечно, не случайно. Как рассказала кандидат искусствоведения, научный сотрудник отдела ВМОМК имени М.И. Глинки «Мемориальная усадьба Шаляпина» Ольга Владимирова Панкратова, отправной точкой исследования творческих и дружеских связей выдающегося русского оперного певца с цыганами и их искусством стал романс «Очи черные», который приобрел мировую известность именно в его исполнении. Сейчас мало, кто знает, что в те далекие времена среди певцов шаляпинского уровня не было принято записывать ни русские народные песни, ни цыганские романсы. Их исполняли с большим удовольствием, но лишь в узком дружеском кругу. Поэтому тот факт, что Федор Иванович записал «Очи черные», говорит о его особом отношении и к этому романсу, и к цыганскому искусству вообще.

Известно, что, поселившись в Москве, Шаляпин вскоре подружился с представителями московской творческой интеллигенции — К. Коровиным, А. Куприным, С Рахманиновым, В. Гиляровским и многими другими. Естественно, они нередко вместе посещали московские рестораны, в том числе, ездили, как тогда говорили, «к Яру», — слушать цыган, пение которых было необыкновенно популярно, а людьми творческими ценилось особенно. Шаляпин нередко заезжал в «Яр» поужинать после концерта и, будучи натурой увлекающейся, с удовольствием подхватывал исполняемые хоровыми цыганами песни и романсы, «заражаясь» их настроением, их особой интонацией. Именно там он услышал и полюбил «Очи черные». Также известно, что Федор Ивановмч добавил к тексту романса три куплета, посвятив его своей любимой жене, черноокой красавице-итальянке Иоле Торнаги. Можно предположить, что впечатления, вынесенные из общения с цыганами и их искусством, помогли Шаляпину при создании образа Алеко из оперы Рахманинова «Цыганы».

Ресторану «Яр», который был одним из главных центров развития цыганского хорового искусства, и посвящен один из четырех разделов. Здесь можно увидеть фотографии и Федора Ивановича Шаляпина, и известного собирателя цыганского фольклора Николая Кручинина, а также изданные им нотные сборники, и поражающий красотой убранства ресторанный столик, как будто перенесенный сюда из «Яра» тех времен. Однако гвоздь этого раздела, несомненно, гитара, принадлежавшая некогда знаменитой цыганке Тане, пением которой восхищался и с которой дружил Александр Сергеевич Пушкин.

Другой, не менее драгоценный экспонат цыганской выставки — тоже гитара. Это инструмент известного цыганского артиста, гитариста, драматурга. писателя, организатора, одного из тех, кто стоял «у колыбели» открывшегося в 1931 году цыганского театра Ивана Ивановича Ром-Лебедева. Оба инструмента созданы во второй четверти 19 века известным русским гитарным мастером Иваном Краснощековым.

Выставка отражает богатую историю театра «Ромэн», рассказывая о ней с помощью самых разнообразных экспонатов. Это и фотографии из лучших спектаклей, и эскизы костюмов знаменитого театрального художника А.Тышлера, который сотрудничал с этим коллективом и, и чудом сохранившийся реквизит первых спектаклей, и необыкновенно колоритные цыганские костюмы. Художественное оформление выставки отличается сочетанием изысканного вкуса с подлинно цыганской яркостью и театральностью.

Один из разделов выставки полностью посвящен самому, наверное, знаменитому спектаклю театра «Ромэн» — народному зрелищу «Мы — цыгане», с которым коллектив объездил весь мир, встречая везде самый теплый и восторженный прием. Этот спектакль, ставший визитной карточкой театра, тоже в этом году отметил свой юбилей — он идет на сцене цыганского театра уже 40 лет. На выставке представлены наиболее выразительные костюмы из этого спектакля, афиши и фотографии.

Однако с уверенностью можно сказать, что один из самых ярких, привлекательных, по-настоящему завораживающих экспонатов выставки — это аудио и видеозаписи, которые дополняют и в буквальном смысле слова оживляют экспозицию. Здесь можно увидеть и услышать отрывки из спектакля «Мы — цыгане», а также уникальную подборку видеоматериалов из киноархивов театра «Ромэн», отражающих всю историю театра от его зарождения до наших дней. Здесь есть песни и танцы в неповторимом исполнении самых ярких звезд цыганского театра — Ляли Черной, Ольги Петровой, Нины Назаровой, Сони Тимофеевой, Рады и Николая Волшаниновых, Валентина Баглаенко, Василия Туманского и др. Необыкновенно интересны кадры, запечатлевшие Ивана Ром-Лебедева с его неизменной гитарой, а также знаменитого скрипача Александра Якулова, прозванного «цыганским Паганини». Ну. а поклонники самого популярного, всенародно любимого «главного цыгана», народного артиста СССР, художественного руководителя театра «Ромэн» Николая Сличенко будут приятно удивлены огромным количеством видеозаписей его выступлений разных лет, в том числе и тех, которые никогда не показывались по телевидению.

Марина Мосина.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x