ЗАКОНОПРОЕКТЫ О БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ И КАРТЕ «МИР»

В среду Госдума одобрила в первом чтении блок депутатских законопроектов о трехуровневой банковской системе и о платежной карте «Мир».

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и статью 16.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» уточняет критерии системной и социальной значимости платежных систем для снижения их зависимости от внешних факторов.

Расширяется перечень участников национальной системы платежных карт (НСПК) за счет Внешэкономбанка, иностранных банков, иностранных центральных (национальных) банков и международных финансовых организаций. Это позволит обеспечить расширение сети приема карт «Мир» и возможность их эмиссии за рубежом.

С 1 января следующего года требования о предоставлении национальных платежных инструментов распространяются на все виды денежных выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов.

Не позднее 1 апреля вводятся обязанности кредитных организаций по обеспечению приема торгово-сервисными предприятиями национальных платежных инструментов.

Предусматривается возможность оказания расчетных услуг Банком России по переводам денежных средств с использованием национальных платежных инструментов с участием центрального платежного клирингового контрагента.

Предусматриваются меры стимулирования дальнейшего расширения инфраструктуры приема национальных платежных инструментов и развитие безналичных расчетов.

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» обеспечивает создание трехуровневой банковской системы.

Предусматривается разделение банков по перечню допустимых операций на банки с универсальной лицензией и банки с базовой лицензией. К банкам с универсальной лицензией требования будут применяться в полном объеме. Для банков с базовой лицензией будет установлен перечень операций, включающий привлечение денежных средств во вклады без ограничений, размещение указанных денежных средств от своего имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов.

1 января следующего года устанавливается минимальный размер собственных средств (капитала) банка с универсальной лицензией в размере 1 млрд руб. Для банков с базовой лицензией – 300 млн руб. При достижении банком с базовой лицензией размера капитала (собственных средств) 1 млрд руб., банк сможет добровольно ходатайствовать о замене базовой лицензии на лицензию с универсальным перечнем банковских операций. Предельный размер капитала (собственных средств) для банка с базовой лицензией составит 3 млрд руб.

Предусмотрена возможность изменения статуса банка на статус микрофинансовой компании. При этом вклады, размещенные в банках, изменивших свой статус на статус небанковской кредитной организации либо микрофинансовой организации, подлежат страхованию в системе обязательного страхования вкладов физических лиц.

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в связи с созданием дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций)» вносит изменения в пять законов с целью предупреждения банкротства банков.

Устанавливаются правовые основания для создания Банком России Фонда консолидации банковского сектора, что позволит Банку России через Фонд осуществлять инвестиции в капитал банка, в отношении которого проводится процедура санации, в размерах, необходимых для обеспечения его надлежащей капитализации, с последующей реализацией акций такого банка.

Законопроект «О внесении изменений в статью 10.2.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» направлен на повышение привлекательности индивидуальных инвестиционных счетов как инструмента долгосрочного инвестирования. Предлагается увеличить с 400 тыс. до 1 млн руб. совокупную сумму денежных средств, которые могут быть переданы по договору на ведение индивидуального инвестиционного счета в течение календарного года его открытия.

Представил законопроекты председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

По его словам, сейчас на российском рынке действуют около 620 кредитных организаций. Естественно, это банки с разным капиталом, при этом требования к этим кредитным организациям одинаковые, что к Сбербанку, что к банку с капиталом 300 миллионов рублей. Но у них разная ниша, разные задачи и разная сложность бизнеса. Им необходимо и разное регулирование.

Требования к банкам с капиталом от 300 миллионов до одного миллиарда будут более щадящими, для них предусматривается исполнение нормативов примерно в два раза меньше, чем для универсальных банков, меньше будет отчетности, больше свободы. Но они не смогут открывать корреспондентские счета в заграничных банках, не смогут осуществлять операции с рискованными активами, с высокорискованными ценными бумагами. Главная ниша, главное направление работы этих кредитных организаций – малый и средний бизнес.

Для банков с универсальной лицензией сохраняются все требования Центрального банка, в том числе такие сложные и очень затратные, связанные с реализацией так называемого Базеля III.

Больше всего вопросов и опасений было по карте «Мир». Аксаков напомнил, что три года назад администрация США приняла решение о введении санкций против России, в том числе потребовала заблокировать операции международных платежных систем ряда наших кредитных организаций. В результате десятки тысяч россиян оказались в сложной ситуации, поскольку не могли оплатить товары и услуги с помощью карт, эмитированных этими банками.

И тогда было принято решение, которое в этом зале узаконили, в соответствии с которым создана национальная система платежных карт, предусматривающая два принципиальных действия.

Во-первых, создание операционно-клирингового центра, который должен был обрабатываться все транзакции, осуществляемые с помощью платежных карт на территории России.

И второе – это создание национальной платежной карты.

Первый шаг был сделан в рекордно короткие сроки. Клирингово-операционный процессинговый центр был создан менее чем за год. И сегодня все транзакции, осуществляемые внутри страны любыми платежными картами: и российскими, и нероссийскими обрабатываются в этом процессинговом центре.

Теперь настала пора установить срок для того, чтобы часть наших граждан перешла на использование платежных карт.

Еще в 2014 году было принято решение о том, что бюджетники, которые имеют платежные карты, должны получать платежи, пенсии, заработную плату на счета, которые привязаны к российской платежной карте, но не был обозначен срок, поскольку к тому времени не была еще и подготовлена инфраструктура для реализации этой идеи.

Сейчас мы смело можем говорить о том, что инфраструктура создана и российская платежная карта может приниматься повсеместно, по всей нашей стране, в том числе, кстати, и в Крыму. 185 банков стали участниками российской платежной системы карты «Мир», 98% банкоматов принимают карту «Мир», 80% посттерминалов. То есть мы можем сейчас смело обозначать срок и в законопроекте предложено осуществить эту меру с 1 января 2018 года. Поскольку инфраструктура готова, по мере выбытия карт, которыми пользуются наши граждане, предлагается заменять их, замещать картами «Мир».

Если граждане по разным причинам, в том числе по религиозным своим установкам, не хотят пользоваться платежной картой, то они и дальше могут получать деньги либо наличными, либо на счет, который не привязан ни к какой платежной карте. Но те, кто пользуются платежными инструментами, должны будут постепенно переходить на использование карты «Мир». Имеются в виду бюджетники.

Было много вопросов, связанных с разовыми социальными выплатами: оплата ритуальных услуг, налоговые вычеты, компенсационные выплаты в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу. Предлагается эту норму не делать обязывающей, поскольку она может создать сложности для многих граждан.

Дискуссионный вопрос – это тарифная политика. В законопроекте записано, что тарифы по этим картам не должны быть выше, чем тарифы международных платежных систем. По факту сегодня те, кто пользуются картон «Мир», платят на 20 — 70% меньше, чем те, кто пользуются международными платежными системами.

Предусматриваются различные стимулы, в том числе с помощью карты «Мир» отдельные товары можно покупать дешевле благодаря соглашениям, которые национальная система платежных карт заключила с торговыми сетями и со сферой услуг.

Зампред Банка России Ольга Скоробогатова сообщила о поддержке законопроекта. Действительно, абсолютно правильно сейчас уточнить сроки, поскольку и ЦБ, и банки готовы к выпуску карт «Мир» и к переводу на карты «Мир» бюджетников и пенсионеров поэтапно, в мягкой форме.

Отвечая на вопросы депутатов, Аксаков сообщил, что уже перешел на карту «Мир» и уже на своем опыте убедился в том, что это очень эффективная карта. Более того, отвечающая всем требованиям. Ему известно, то руководство Visa и MasterCard были сами возмущены, но вынуждены выполнить решение Госдепа, потому что это решение ударило по их же репутации. И сегодня они с некоторым разочарованием смотрят на то, что мы создаем свою систему. Аксаков уверен, российская система будет успешно конкурировать на российском рынке и выходить на международный тоже.

Наш НСГТК заключил соглашение и с MasterCard, и с другими международными платежными системами, которые позволяют гражданам использовать эту карту внутри страны, как российскую карту, выезжая за рубеж, оплачивать, и она уже будет работать, как международная карта.

Вячеслав Володин предложил в первую очередь говорить о защите денежных средств населения, об этом речь идет. Средства граждан будут защищены, потому что это национальная платежная система. А то, что сегодня используется, завтра может оказаться так, что человек останется ни с чем. Вот и все. Надо прямо об этом говорить. Преимущество карты «Мир» в том, что здесь государство может гарантировать, а там таких гарантий платежные системы не дают, ни Visa, ни MasterCard, когда им начинают вкручивать поручения со стороны Госдепа и других ведомств. Тот, кто на Visa деньги держит, завтра проснется, и потом куда пойдет? В Госдуму: «Где наши деньги?» А за Visa гарантии может дать кто? Госдеп. Поэтому мы должны гражданина нашего российского защитить, и это делает Аксаков вместе с соавторами. Это закон депутатский, но его поддерживает Центральный банк и Минфин поддерживает.

Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» направлен на совершенствование механизма регулирования трансграничных переводов денежных средств без открытия банковского счета.

Его автор Владислав Резник начал с напоминания, что 17 октября 2015 года на Украине был введен запрет по действиям в российских платежных системах. В результате этого запрета только две иностранные платежные системы, присутствующие на территории России, получили возможность продолжать свою деятельность на Украине, тем самым была исключена часть нашей российской платежной инфраструктуры из нормальной конкуренции.

Предлагаемый законопроект исправляет ситуацию. Предлагается в случае введения иностранным государством ограничений на использование на территории этого государства платежных услуг, которые оказывают операторы платежной системы, прямо или косвенно находящиеся под российским контролем, то в этом случае не подлежат осуществлению трансграничные переводы и выплаты в ту страну, которая ввела ограничения. То есть это зеркальная мера.

Предлагается разрешить электронные переводы только в рамках платежных систем. Штрафы взимаются по предписанию Центрального банка в полной сумме перевода. Действие закона имеет обратную силу с октября 2015 года.

Отвечая на вопросы депутатов, В. Резник пояснил, что решение Украины 17 октября 2015 года привело к тому, что на территории Украины смогли осуществлять трансграничные переводы из России только две компании. Одна компания – это которую с натяжкой, но можно отнести к платежным системам, так называемая MoneyGram, другая компания – это Western Union. При этом надо понимать, что «Вестерн Юнион» – это компания, зарегистрированная по российскому законодательству, хотя и с иностранным участием.

Результатом принятия нашего закона будет то, что Money Gram не сможет выдавать, поскольку это чисто иностранная платежная система, a Western Union для того, чтобы выдавать на Украине платежи, надо будет российской компании открыть дочку на Украине. Если они это сделают, они тоже смогут.

Вадим Булавинов спросил о возможных последствиях принятия данного законопроекта. У нас на территории России работают десятки тысяч граждан Украины, которые постоянно перечисляют деньги своим семьям, работая здесь и видя доброе и сочувствующее отношение к тому, что происходит на Украине. Мы таким образом формируем и общественное мнение тех людей, которые здесь работают и туда постоянно ездят. Так вот, создав им трудности, не получим ли мы здесь последствий такого геополитического плана в виде отрицательных?

Резник не без печали сказал: «Что я могу ответить по этому поводу? Действительно целью нашего закона, который я готовил, является выравнивание экономических условий деятельности для российских платежных систем, с тем, чтобы они не были ущемлены и не оказались бы в более тяжелом положении экономическом, чем иностранные платежные системы. Что касается людей, то существуют иные возможности перевода, в частности, через банк. И, естественно, эта возможность остается. Может, надо будет открывать в этом случае счет в банке, и переводить деньги посредством банковского перевода. Эта возможность остается. И, кроме того, всегда остается возможность властям Украины принять соответствующее решение и не ставить в неравное положение российские платежные системы и создавать сложности своим же гражданам».

Лев МОСКОВКИН.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x