ГИМАЛАИ ГЛАЗАМИ МАСТЕРА ГОР

Общественный Музей имени Н. К. Рериха (Международный центр Рерихов, М. Знаменский переулок, 3/5) представляет выставку «Священные вершины» – цикл картин Николая Константиновича Рериха (1874 – 1947), который создавался более с 1924 по 1947 годы и включает пятьдесят произведений Мастера гор. В экспозиции также представлен портрет художника, в 1930-е годы написанный его сыном Святославом Николаевичем Рерихом (1904-1993) в Индии, а также личные вещи. Московским поклонникам творчества великого художника предстоит впервые увидеть такую масштабную экспозицию картин, посвященных Гималаям. Международный Центр Рерихов (МЦР) располагает одной из самых значительных в мире коллекций его гималайских этюдов. Многие годы произведения гималайского цикла входят в состав передвижного фонда МЦР и демонстрируются в различных регионах России, поэтому они малоизвестны московскому зрителю.

Впервые Николай Рерих увидел Гималаи в 1924 году, когда вместе с семьей проходил маршрут Центрально-Азиатской экспедиции (1924 – 1928), и горные вершины – гималайские исполины – поразили его воображение и отпускали до конца жизни. Он создал более полутора тысяч произведений, в которых воспел самые величественные и самые непреступные горы нашей планеты.

Лейтмотив выставки – священные вершины Востока, которые художник изображал как во время своих странствий, так и во время работы в уединенной гималайской долине Кулу. На картинах предстают горные цепи Восточных и Западных Гималаев, пики и перевалы Каракорума, Куэнь-Луня, Ак-Тага, вершины Монголии и Цайдама, хребта Танг-ла и Тибетского нагорья. Для идентификации картин использовались ландшафтные фотографии из отдела рукописей МЦР, сделанные Н. Рерихом и членами его семьи во время экспедиции, а также во время пребывания в долине Кулу и Лахуль, а также фотографии английской экспедиции на Эверест 1924 года из архива художника и фотографии известного итальянского альпиниста-фотографа Витторио Селла. Часть фотографий представлена в экспозиции выставки.

Экспозиция позволяет поэтапно проследить творческий путь художника по регионам Центральной Азии, как во время экспедиции, так и во время так называемых малых походов по регионам Западных Гималаев (в первую очередь в долинах Кулу и Лахуль), которые сам Рерих называл продолжением большой экспедиции 1920-х годов.

Ирина ШВЕДОВА.

 

Справка:  

Общественный Музей им. Н. К. Рериха был основан по инициативе С. Н. Рериха, передавшего в 1990 году из Индии в дар России бесценное наследие своих родителей. Музей располагается в старинной усадьбе Лопухиных, памятнике истории и культуры XVII–XIX веков, воссозданном целиком на общественные средства. В собрании Музея хранится крупнейшая в мире коллекция картин и рисунков Н. К. и С. Н. Рерихов. Значительная часть их представлена в экспозиции музея, отражающей этапы жизненного и творческого пути семьи Рерихов, образно раскрывающей глубину их художественно-философского наследия. В музее также можно увидеть фотографии, документы, в том числе касающиеся Пакта Рериха, рукописи из семейного архива, редкие коллекции индийской бронзы, старинных буддийских тханок, реликвии, книги и личные вещи семьи. Музей, созданный на общественных началах, абсолютно независимый от государства, стал поистине народным. Удивительно интересные и познавательные материалы расположены в нескольких залах, оборудованных и оформленных с большой любовью и вкусом. К сожалению, музей великого Рериха все время вынужден находиться в состоянии конфронтации с гоструктурами. Теперь министерство культуры приняло решение объединить его с Музеем Востока. Весьма необдуманный шаг. Печально, что у нас умеют разрушать то, что создано и великолепно существует без единой копейки господдержки…

 

 

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x