МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ МИРЫ СЕРГЕЯ МИЛЬЧЕНКО

В залах Российской академии художеств (Пречистенка, 21) работает выставка скульптур заслуженного художника РФ, член-корра РАХ Сергея Мильченко под названием «Метафорический реализм Сергея Мильченко».

Уроженец Московской области, питомец Московской средней художественной школы и Харьковского художественно-промышленного института, он с солидным багажом ранних работ, сочетавших стилистику славянского народного примитива с утонченностью классического искусства («Богдан Хмельницкий», «Девушка из деревни Приходы») уверенно вошел в большое искусство с религиозно-библейскими композициями ярко выраженной индивидуальной стилистики и оригинальной иконографией.

«Танец Саломеи»

Скульптор работает с одинаковой легкостью в разных материалах: бронзе, дереве (в том числе раскрашенном),керамике, камне, мраморе, шамоте и т.д. Выбор материала диктуется трактовкой сюжета. Так, многофигурные композиции из камня отличаются эпической торжественностью и в зависимости от ракурса смотрятся каждый раз по-новому. В композиции «Тайная вечеря» Иуда, сидит спиной к зрителю. Но, обойдя скульптуру, можно узреть лживый лик Предателя. Обобщены и предельно психологичны «Вхождение в Иерусалим», «Бегство в Египет»,»Снятие с креста». Образ Христа по типажу близок к «Библейским эскизам» Александра Иванова: мудрое спокойствие, уверенность в своей правоте. Гораздо экспрессивнее произведения, выполненные в дереве, на манер работ безымянных народных мастеров, стоявших в старину на перекрестках дорог Украины, Белоруссии, Польши – истощенных до ребер «исусиков» с трагически остановившимся взглядом («Спас Полуночный»). Особенно впечатляет изображение Христа, привязанного к позорному столбу, испещренному современными похабными графитти…

«Христос у позорного столба»

Новозаветные сюжеты занимают центр анфилады зал Академии. А рядом бушует сонмище библейских, античных, народных и даже современных героев, злодеев, грешников. Примечательно, что скульптор ни разу за весь творческий путь не изобразил Князя Тьмы. Он его принципиально не замечает! Зато в наличии томная Клеопатра, разнузданный танец Саломеи, Юдифь, Агасфер на развалинах своего дома, Омфала, примеряющая гераклову шкуру льва, какая-то античная дама, взгромоздившаяся своими могучими мясами на шею античного богатыря. И вполне вписывающийся в эту компанию инфернального вида Пикассо.

«Между небом и землей»

Эротика женских образов здесь зачастую зашкаливает за допустимые пределы («Между небом и землей»). Я спросил оказавшегося среди зрителей священника не слишком ли грешны эти скульптуры. «Все люди подвержены соблазнам, – ответил он, – которые с годами не слабеют. Но сие не опровергает огромного таланта автора».

Об этом говорит тот факт, что широко востребовано не только станковое, но и монументальное творчество С.Мильченко. Им выполнены: «Распятие» для церкви села Троицкое (Моск.обл.); Рельефы «Взятие Измаила» и «Штурм Чертова моста» для памятника А.В. Суворову в Екатерининском парке в Москве; памятник Андрею Первозванному в Харькове; мемориал жертвам фашистской оккупации Крыма 1941-44 гг. в Симферополе. А также ряд работ для церквей и кафедральных соборов городах Великобритании –Ланкастере, Вудчестере, Витби, Волсингхаме.

Скульптуры С. Мильченко хранятся в ГТГ и других музея России, в коллекциях Англии, Голландии, Франции, США и т.д.

Выставка открыта до 14 мая.

Олег Торчинский.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x