ЧУКОТКА, МАГАДАН, ЦАРИЦЫНО, КУСКОВО… ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ

В Музее экслибриса и миниатюрной книги (Пушечная, 7/5) открылась выставка Надежды Девишевой, заслуженного художника России, члена Московского союза художников, ведущего работника профессионального творческого объединения «Московский Эстамп».В экспозицию вошло 160 работ, выполненных в разные годы.

«Мой творческий путь начался с 1975 года и в нем различимы отдельные этапы», – вспоминает Надежда Михайловна. Действительно, ее творческая биография полна приключений. Выпускница Московского текстильного института им. А.Н. Косыгина (факультет прикладного искусства), работница Дома моделей обуви, она волею судеб оказалась связана со студией им. Иг.Иг. Нивинского и литографической студией МСХ на Масловке. Работала, не жалея сил, ухватываясь за любую возможность научиться чему-то новому, увидеть новые места. И сделать их фактами искусства, запечатлев на бумаге или холсте. Впрочем, ее всегда тянуло к графике, гравюре, к эстампу.

Она охотно бралась за темы, от которых художественная братия , что называется. «воротила нос». Ездила в творческие командировки на строительство КАМАЗа, в Магаданскую область, дважды на Чукотку, в Казахстан и т.д. И всегда возвращалась с ворохом тем, из которых рождались блестяще выполненные графические серии «КАМАЗ» ( за нее в 1976 году она получила премию Ленинского комсомола), «Чукотка», «Уйгуры» и т.д. А с 1985 года начались ее творческие поездки от студии им. Иг.Иг. Нивинского по городам и весям России. Позже она назовет это «творческим познанием жизни в разных ее проявлениях». Появится и ее любимая тема: маленькие города России, их улочки и закоулки, церквушки и монастыри. Особое внимание художницы привлекают подмосковные усадьбы с богатым историческим прошлым – Кусково, Царицыно, Архангельское, Кузьминки. Рождается серия ностальгических гравюр,изображающих галантные сцены – танцы, карнавалы, ночные прогулки прекрасных дам былых времен и их изящных ухажеров.

И наконец, период творческой зрелости: проникновение в духовную среду: Космос ( в 1988 году показывает на Международной космической выставке серию «Космос», позже устраивает персональную выставку в Мемориальном музее космонавтики), далее идут серии, посвященные тварям Божьим – животным, птицам, рыбам, как натуральным, так и мифическим. И наконец – «Силам неплотским» – Богоматери, Серафимам и Херувимам, хранящим деревни, города, реки и леса России…

Во все периоды своего творческого пути Надежда Девишева особое внимание уделяет выбору техники, в которой будет выполнена работа.

«Нельзя обойти вопрос формы, – считает она. – Так содержание всякий раз в каждой новой работе диктует свою форму, определяет материал. Например, невозможно было делать станковые листы к произведениям Чингиза Айтматова иначе, чем в цветной линогравюре. Формой и материалом нельзя овладеть раз и навсегда… Ведь художественный образ находится в единстве всех его составляющих и сам подсказывает материал, который нужно использовать. Это либо пастель, либо литография, линогравюра, монотипия, офорт».

Выставка открыта до 14 июля. Вход свободный.

Олег Торчинский

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x