«ВЗГЛЯД» СО СТОРОНЫ

Когда на излете 1985 года я пришел в «МК», Александр ПЕРОВ рулил в самой продвинутой газете того времени отделом информации. Затем наши дороги разошлись: Саша возглавлял газету «Ъ», Национальную Службу Новостей, еженедельник «Профиль», etc. В 2003 пригласил меня на должность главного редактора журнала «Карьера», но сам вскоре покинул ИДР, где курировал редакционную политику. Сейчас Александр Леонидович — шеф-редактор Издательской группы «Точка», специализирующейся на выпуске деловой литературы — книг, служащих инструментом корпоративной коммуникации. Не смог устоять перед соблазном воспользоваться его экспертными качествами, работая над новой книгой о «Взгляде» под названием «Le ВЗГЛЯД — МУШКЕТЕРЫ ПЕРЕСТРОЙКИ. 30 ЛЕТ СПУСТЯ», где первый же раздел отвожу под оценки сторонних персон.

БЕЗ ЗАВИСТИ

Директор и партнер ИДР. 2010 год.

— Изменилось ли отношение ко «Взгляду» за эти три десятилетия, Александр?
— Точно — нет. Другое дело, что изменились времена и я сам, изменились подходы и отношение к профессии журналиста в целом. Но ощущение азарта, драйва, сноса границ, которое порождал «Взгляд», — оно осталось. Осталось появившееся тогда впервые ощущение, что люди в телевизоре — они не где-то там, сами по себе, а здесь, у меня дома, за моим столом. Что я им верю. Этого не вытравить.
— Знал, что Саша Астафьев был сослуживцем Листьева?
— Если речь о фотокоре «МК», то нет, не знал. Может быть, конечно, Астафьев и упоминал об этом, но в 1987 году, когда Влад стал известен, я уже почти не появлялся в «МК», и Сашу практически не видел.
— Как в «МК» и «Ъ» относились к ТВ-коллегам?
— Про «МК» ничего не скажу — я ушел оттуда в 1988 и практически утратил связь с этой конторой. В «Коммерсанте» же «ящик» рассматривали, в основном, как источник информации и — что было для того времени весьма необычно — как конкурента. Даже во времена еженедельника — не говорю уже про Daily — особым фаном было «вставить фитиль» — дать информацию о важном событии раньше, чем телевизионные выпуски новостей. Что же касается профессиональных и личных отношений, то ребята с ТВ были для нас такими же коллегами по цеху, как и все остальные. Во всяком случае, мне не известно, чтобы кто-нибудь из «коммерсантовских» завидовал телевизионной карьере, или рвался перейти на ТВ. У нас в начале девяностых своего драйва было выше крыши, да и заработки были всем на зависть.

«ПЕСНЯ СОВСЕМ НЕ О ТОМ»

— В бардовской среде было какое-то особое отношение ко «Взгляду»? Какие то песни, номера вспомнишь?
— Особого не помню. Конечно в те годы бардовская песня тоже отчасти политизировалась и социализировалась, но мне это не было близко — меня больше интересовали философские и психологические моменты.
— Кто был любимым ведущим? С кем бы хотелось побеседовать?
— Одного не выберу. Разве что Додолева — оно и понятно, мы оба были выходцами из МК, довольно долго проработали бок о бок, и свой человек в телевизоре — это, понятно, был фан. А так, конечно, в памяти больше всего засела вот эта пятерка — Листьев, Политковский, Мукусев, Любимов и Захаров. Мало того, что это был вообще совершенно новый тип — не лощеные, безупречные советские ведущие (при всем к ним уважении), а нормальные, живые ребята, такие же, как и мы с этой стороны экрана. Мало того, что они были свободны, раскованы и умны. Они все пятеро были совершенно разные, каждый занимал свою нишу в разговоре со зрителем. У каждого была своя интонация, свой интерес — получалось, что вечер, проведенный со «Взглядом» — это как бы вечер в компании если и не друзей, то хороших приятелей, с которыми есть о чем поговорить.

Фестиваль в Йошкар-Оле. 1982 год.

— Что было самым заметным и достойным в этом проекте?
— Свобода.
И еще заинте­ресованность — неподдельная, напрочь лишенная присущей прежде «ящику» отстраненности, псевдообъективности.
— А что-нибудь раздражало в этой передаче?
— Нет. А если что-нибудь такое и проскакивало, то за давностью лет совершенно выветрилось.
— Это был новаторский эксперимент?
— Безусловно, да. Почему — я, собственно, уже выше сказал. Добавлю только два слова: прямой эфир.
— Действительно «Взгляд» и рок-музыка развалили СССР?
— Безусловно, нет. Было бы наивно приписывать одной телепрограмме и одному социально-музыкальному течению заслугу в устройстве, как было сказано, «величайшей геополитической катастрофы». Даже если добавить в этот суп диссидентское движение, бардовскую песню, художников-нонконформистов и так далее. Союз развалился по вполне понятным политэкономическим причинам — как внутреннего, так и внешнего свойства. А «Взгляд» и вообще молодежный нонконформизм были, с моей точки зрения, яркими метками, зеркалом, отражавшим этот процесс.
— Помнишь какой-нибудь «взглядовский» сюжет?
— Помню несколько — самые яркие, конечно, те, которые все помнят — про пленных ребят в Афгане, про лошадь. Но главное не в самих сюжетах — с тех пор мы насмотрелись и острятины, и чернухи, и клубнички, и чего только не. Главное, что все это выглядело не как накручивание рейтинга, а как нормальный разговор про нашу жизнь — какой бы она ни была.

Осень 1978 года в «Горбушке». Алла Чиркова, Александр Перов, Сергей Григорьев и Галка Крылова.
Зав. отделом информации «МК». 1986 год.

— Доводилось сравнивать «Взгляд» и «До и после полуночи» Владимира Молчанова?
— Сравнивать — нет. Эти две передачи, вытаскивавшие — каждая по-своему — наше телевидение из пыльного советского сундука, были совершенно разными. Они разрушали стереотипы, наступая с двух полюсов — почти хулиганского, предельно (по тем временам) раскованного «взглядовского», и рафинированного, нарочито аристократичного и сдержанного «молчановского». Оказавшись между двух таких огней, отступать было некуда — оставалось либо двигаться вперед, либо запрещать. А общее у «Взгляда» и «До и после…», пожалуй, одно: именно они две приходят на ум сегодня, когда вспоминаешь то, перестроечное телевидение.
— Помнишь ли «взглядовское детище» ТВ-6?
— Нет. То есть, название — помню, а что это было за телевидение — уже нет. В тот год, когда ТВ-6 начала вещать, я ушел с головой в Интернет-проекты, делал первую электронную газету и Национальную Службу Новостей. Телевидение с тех пор на несколько лет полностью ушло из моего круга внимания.
— Какой версии убийства Влада Листьева отдаешь предпочтение?
— У меня нет достаточного количества данных, чтобы склоняться к той или иной версии. Помню только, что само убийство меня потрясло. В тот день я катался на лыжах в Китцбюэле, в Альпах. Утром ко мне подошел мой инструктор (он знал, что я журналист) и сказал: «В Москве застрелили вашего парня с телевидения — такого, с усами…». Мне почему-то сразу пришел на ум Евгений Киселев — это был 1995 год, информационные войны бушевали вовсю. А оказалось — Листьев. И это не укладывалось в голове.

ВЗГЛЯД Vs. КГБ

— Владимир Мукусев утверждает, что, будучи членом депутатской комиссии, обнаружил документы, подтверждающие, что один из «отцов» проекта Анатолий Лысенко сотрудничал с чекистами. Веришь ли, что кто-то из «взглядовцев» сотрудничал с КГБ?
— Что касается сотрудничества с КГБ, то «веришь — не веришь», как мне кажется, тут не играет. Во всяком случае — для меня. Я же информационщик, меня всегда интересовала фактура, ее достоверность или, по крайней мере, обоснованность. Никаких подтвержденных данных о таком сотрудничестве у меня нет. С другой стороны, кто из нас, журналистов, по тем или иным причинам или поводам не контачил с чекистами? Я думаю, таких нет. Но это вовсе не обязательно могло быть именно сотрудничеством.
Евгений Ю. ДОДОЛЕВ.
Фото: личный архив Александра ПЕРОВА.

www.NewLookMedia.ru