«ЛИТЕРАТУРНАЯ АТЛАНТИДА: ПОЭТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ 1990-2000-Х»

В доме И.С.Остроухова в Трубниках заканчивается выставка Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля «Литературная Атлантида: поэтическая жизнь 1990-2000-х».
Мысль о неумолимом течении времени возникает уже при взгляде на расположенную при входе афишу: изображённые на ней перевёрнутые песочные часы символизируют его обратный отсчет, некогда жившие в доме люди превращаются в бесплотные тени. Однако сама концепция выставки свидетельствует как раз об обратном: все, что происходило в литературном мире в 1990-2000-e гг. остается значимым для нас до сих пор.
Да, некоторые выходившие небольшим тиражом издания уже успели стать раритетными, а множество прежних «мест силы» на висящей при входе карте литературных сообществ замечательного поэта и дизайнера Николая Звягинцева отмечено черным крестом. Людям более старшего поколения кажется, что нет прежней доверительной камерной атмосферы во время чтения стихов. Ведь из библиотек, учебных заведений, куда перекочевали иные клубы, мгновенно улетучивается бесшабашный вакхический дух. Тем более отрадно дежавю, которое охватывает пережившего лихие 1990-е человека уже в первом зале. Здесь он попадает в хорошо знакомую обстановку литературного кафе. Помимо инсталляции интерьеров «Проекта О.Г.И.» , мы видим в нем столы, сделанные из подставок для машинки «Зингер», барную стойку, выполненную по эскизам Петра Пастернака. Представлена даже найденная за день до открытия выставки подлинная вывеска кафе «Билингва». Нельзя сказать, что автору этих строк приходилось часто бывать в этих замечательных поэтических клубах, но ощущение внутреннего ликования от сопричастности происходящим событиям (пребывания «в центре вселенной», как сказал на открытии Евгений Бунимович) возникало при входе туда неизменно. И надо сказать, что авторы экспозиции поэты,журналисты и культуртрегеры Данил Файзов и Юрий Цветков вместе с художником Олегом Николаевым и сотрудниками музея сделали все возможное, чтобы посетители, вглядываясь в расположенные на фоне «пенопласта» фотографии, трогательные альбомы и видеоинтервью, читая написанные в те годы стихи, не утратили этого чувства.
Как справедливо заметил на одной из встреч поэт Константин Кедров , 1990-е не были такими уж благостными годами – преследование инакомыслящих продолжалось и тогда. Но вера в то, что «все невозможное возможно», что мы окружены верными и близкими друзьями (как это мы видим на замечательной фотографии, где Дмитрий Ицкович и Дмитрий Ямпольский вносят в открывшееся кафе проекта О.Г.И Дмитрия Борисова) действительно позволяло преодолевать всевозможные трудности.
Свойственное авторам 1990-х гг.и предшествующих лет железного занавеса замечательное чувство юмора прекрасно передано создателями выставки не только путем показа всевозможных артефактов: забавных сувениров, поэтических бутылок, премиальных кубков, но и самим построением экспозиции. Смотрящие на нас с фотографий одухотворенные , вдохновенные лица верящих в непреложную ценность красоты и искусства людей 1950- 1970-х гг. контрастируют с напоминающими о неопределенности ситуации лежащими в коробках рукописями и книгами. Там же оказываются служившие отзвуками поэтического вдохновения живописные работы.
И присутствие на стенах и на бельевых веревках во втором и третьем зале «летописи литературной жизни» лишний раз вовлекает нас в вихревое движение интереснейших событий той эпохи, когда в центре литературной жизни подчас оказывались бывшие маргинальные пространства. Среди сделавших судьбоносные публикации толстых журналов можно увидеть и первый выпуск вызывающего непреходящий интерес элитарной публики «Нового литературного обозрения». И пусть в начале 1990-х друзья Ирины Прохоровой (для которых прежде всего и открывалось НЛО) сомневались в возможности создания специализированного научного филологического журнала. Но в итоге именно состоявшее из единомышленников окружение Ирины позволило ей создать то, о чем она мечтала: иначе структурированное филологическое пространство, иной глобальный системный подход к изучению того или иного исторического явления. И в организованный в 1994 году журнал «Арион» (на выставке он представлен рукописями таких известных авторов в как Новелла Матвеева и Евгений Евтушенко) вдохнул душу живу именно существовавший на московской кухне своеобразный салон вдовы известного пушкиниста Маэли Фейнберг.
И на происходившей во время выставки экскурсии по литературным клубам Москвы выяснилось, что существовавшие в 1990-е годы книжные магазины и кафе позволили открыть в себе писательский и поэтический талант людям изначально бесконечно далеким от литературы.А на встречах в самом музее из первых уст, от лидеров до сих пор существующих издательств и объединений (в числе которых были куратор известнейшего литературного салона «Классики XX1 века» Елена Пахомова и выдающийся литературовед Юрий Орлицкий) можно было получить представление о том, что позволяет им до сих пор, минуя рифы и мели повседневной российской жизни , стойко держаться определённого курса. Помещенные на полках восставших из небытия в пространстве выставки магазинов «19 октября», «Пир О.Г.И», «Проект О.Г.И. « книги благополучно существующей и поныне толстой «поэтической серии»_ издательства «Время» лишний раз свидетельствуют о том, насколько важны для нас начинания той эпохи. И становилось ясно: и тогда ,и сейчас на гребне волны оказывались те, чья харизма ( как любили тогда говорить) позволяла формировать вокруг себя круг общения, состоящий из наиболее талантливых , ярких, самоотверженных людей. Этой способностью в высшей степени обладал композитор, музыкант, драматург, режиссер, первый исполнитель песни «Над небом голубым» Алексей Хвостенко. Его выполненная в области visual arts композиция «Воспоминания о Сиракузах» напоминает то ли гусли, то ли домбру, то ли гитару. И неслучайно в мемуарах о любимце парижской и московской богемы едва ли не со знаком равенства фигурируют слова собеседники, собутыльники, друзья.
Конечно, можно пытаться говорить о том, что литературные клубы сегодня собирают полные залы и без всяких примыкающих к ним книжных магазинов и кафе. Но, иной раз, бывая на весьма достойных вечерах, где обсуждение как весьма талантливых, так и не столь блистательных авторов происходит по раз и навсегда заданному плану, нельзя не вспомнить об исполненном эйфории неформальном общении1990-х.
Александра Гордон.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x