ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПОМИНКИ ПО… БРЕХТУ

В Театр.doc состоялся премьерный показ интерактивного представления «Поминки по Бертольту».

В феврале 2018 года известному немецкому драматургу, одному из значительных теоретиков театрального искусства ХХ века Бертольту Брехту исполнилось 120 лет. Этот юбилей Театр.doc, который известен в плеяде московских театров своими особенными эстетическими пристрастиями, а именно: новаторским отношением к жизни и искусству, — отметил особенным выпуском Брехтовских Чтений. Художник Ксения Перетрухина и режиссер Всеволод Лисовский пригласили всех на интерактивное представление «Поминки по Бертольту».

— Кто такой Бертольт Брехт? Чем он важен для нас сегодня? На эти вопросы мы будем искать ответа вместе со специалистами по жизни и творчеству знаменитого человека, актерами театра и зрителями, — так обозначили свои задачи в новой постановке ее авторы.

 

Всеволод Лисовский конкретизировал свое творческое видение интерактивного представления:

— Похороны — это всегда грустно. И скучно. Потому что там про то, что человека больше нет с нами. А на поминках весело. Потому что они про то что мы этого человека помним. Брехту исполняется 120 лет, 62 из которых его нет с нами. А он на самом деле есть! Поэтому мы его и поминаем.

Ксения Перетрухина же пояснила интерес постановщиков к личности и творчеству известного немецкого драматурга:

— Мне кажется, что Брехт очень важная и актуальная фигура сегодня. Звучит не слишком полемично, его наследие востребовано. Но мы получили брехтовское наследство у вчерашнего дня, просеянное через решето уже устаревшей парадигмы. Возможно, что именно те идеи, которые не понадобились вчера, сегодня окажутся востребованы. Поэтому важно обратиться к его наследию как-то иначе. Мне нравится форма поминок — она, как ни странно, очень позитивная — о покойнике только хорошее, такой конструктивный, не критический дискурс. Поминки это ведь и есть актуализация памяти — словесное оживление покойного. Хочется побыть с Брехтом…

— Этот спектакль-перформанс, — заявил официальный представитель театра, приглашая корреспондента «МП» на премьеру.

Конечно, мне стало интересно, как модное ныне в искусстве направление — перформанс — находит себя в театре. И было любопытно, как реализованы заявленные амбиции творцов.

И вот театр и театральный вечер.

… Все ново и необычно. Вернее, все старо, ведь было придумано Бертольтом как реформа. Новаторство Брехта, сочинившего новую театральную теорию об «эпическом театре», который подразумевал новый стиль режиссерского и актерского исполнения, в интерактивном представлении Театра .doc рассмотрено чрезвычайно скрупулезно и принято к исполнению с невероятной дотошностью и дисциплиной.

Во-первых, что наряду с перечисленными именами: Полина Баумина, Василий Березин, Мария Гаврилова, Катя Горпинко, Анна Егорова, Михаил Занадворов, Артём Кузнецов, Ольга Красных, Всеволод Лисовский, Ульяна Маханова, Андрей Островский, Ксения Перетрухина, Вера Фомина, как числится в программке, — в театральном действии принимают участие «все, кто пришёл». И это оказалась правдой и только правдой.

Вот вам мечта великого немца – смешать творческие энергии режиссёра и пролетарской молодёжи из самодеятельности. Разве что в интерактивном представлении были заняты в качестве актеров – москвичи разных лет. Хотя и здесь следует уточнить, всё больше — московская молодёжь, увлеченная театром.

Да, более всего меня поразило и порадовало количество молодых людей, которые благодаря Театру.doc увлечены театром и привлечены к театральному искусству! Перед началом представления «Поминки по Бертольду» зал заполнили юноши и девушки – олицетворение ярких типажей современной московской молодежи. И все они – давние друзья театра, сегодня и актёры, и зрители. Видимо, есть у поколения молодёжи XXI века желание и потребность остановиться и подумать о смысле жизни, о себе и мире, о своем месте в этом мире. А участие в интерактивном представлении дает им возможность прикоснуться к волшебному миру театра. И, самое главное, соизмерить свои мысли и ощущения им дано на материале вечной классики — творчестве Бертольта Брехта.

Удивительны размышления актеров, которые, соприкоснувшись с личностью драматурга, его произведениями, начинали возвышаться в мыслях до величин, которых бы и не постигли, не случись в их жизни этой удивительной встречи с автором. А это встреча стала возможна, благодаря оригинальной режиссерской находке — спектакль построен как «встреча гостей на поминках». Когда приходит потребность говорить какие-то сокровенные слова, когда память заглядывает в самые далекие годы, когда в жизнь человека входит Искусство. Знать, сумел режиссер дойти до тех «болевых» точек, которые дают о себе знать в определенные минуты жизни.

— … Собрались люди. Едят сардельки. Пьют морс. Говорят про Брехта. Что им Брехт? Что они Брехту, учитывая, что покойный был твердокаменным атеистом и дух его вряд ли умилится? А вот собрались. Такое вот отстранение, — размышляет режиссер В. Лисовский о происходящем.

Необходимо заметить, Всеволод — сам активный участник театрального действа. Мало того, он своими монологами прокладывает правильный курс и как опытный лоцман ведет актёров – зрителей по бушующему океану мыслей и чувств, поднятых им с подсознания человека и мастерски вплетенных в ткань всего интерактивного представления.

Театр.doc, как пояснила мне пресс-секретарь труппы Юлия Сенина, политический и даже оппозиционный. Из-за этого имел проблемы с властями: несколько раз его выгоняли из занимаемого помещения, закрывали. Пережили. Всякий раз театр возрождался как птица Феникс из пепла. Четырнадцать лет Театр.doc живет, играет, представляет премьеры.

После такого откровения, сколько ни старалась, я не разглядела в постановке расположенности к каким-либо политическим заявлениям, памфлетам. Никакого увлечения политикой. Всё больше вечные человеческие ценности, которые всегда трогают человека. Например, любовь.

Пожилые дамы в беретиках со «стразами» на московских улицах… Узнаваемый образ явил себя на «Поминках…». Сидела – сидела дама, слушала других и вдруг такая горечь пошла из глубины ее души: любил ее, молодую и красивую, «владелец пароходов и самолетов». Сглупила: вышла замуж «за комарика». И теперь ни владельца, ни пароходов и самолётов, ни «комарика».

Но как же без возмутителей общественного порядка и спокойствия? Сам Брехт остался в памяти своих последователей таким.

– Был одним из пяти значительных реформаторов театра, — сказали о Бертольте на «Поминках…».

Да уж. Все перемешал Брехт в театральном зале. Его идеи и теория «эпического театра» же произвели на свет современный, так называемый, коммуникативный, театр. «Эпический» стиль исполнения — режиссер, актеры и зрители вместе. На спектакле все – режиссер, актеры, зрители — сидели вместе за одним поминальным столом. Поминали Брехта. Пили морс, ели сардельки, пирожки и черный хлеб. И даже спели караоке…

Такое театральное действо – тоже произведение искусства в своем роде. Перформанс. Ничего не поделаешь, по закону жанра даже сардельки варились в зале.

Проект осуществляется при поддержке Гете-Института в Москве.

Татьяна ЛОТОС.

На снимках: сцены из интерактивного представления «Поминки по Бертольту».

Фото Нестора Ротсена (предоставлены Театром. doc).

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x