А ЗА ОКНОМ – ДОЖДЬ И ВЕТЕР, А ДОМА ВСЕГДА ТЕПЛО?

В театре «Да!» на сцене Центрального дома актера имени А.А. Яблочкиной состоялся очередной показ премьерного спектакля «Имя» по пьесе выдающегося норвежского драматурга Юна Фоссе.

Необходимо заметить, именно с этого произведения, а также пьесы «Кто-то вот-вот придет» начался триумф норвежского драматурга в начале 1990-х годов.
На сегодняшний день пьесы Фоссе поставлены более 1000 раз более чем в 40 странах мира. Спектакль «Имя» стал первой постановкой в Москве и в России.
Режиссер спектакля — Йоэл Лехтонен. Родом из Финляндии, он вот уже двадцать лет работает в России.
Облагородить культурное пространство столицы и страны тонкой интеллектуальной европейской драматургией, согласитесь, весьма ответственная роль даже для уже такого маститого и известного режиссера, как Йоэл Лехтонен, который после окончания ГИТИСа поставил в московских театрах немало спектаклей. Например, такие, как «Ледяные картины» Кристиана Смедса, «4.48 Психоз» Сары Кейн, «Арабская ночь» Роланда Шиммельпфеннига (open air спектакль («Монологи вагины» Ивы Енцлер, «Чернобыльская молитва» Светланы Алексиевич, «Считай, что ты Бог!» Матея Вишнека, «Хаос» Мика Мюллюахо).


Сегодня его цель – познакомить московскую публику с театральной культурой скандинавских стран. А точнее – сделать нам ближе не только творчество, но и эстетику, мироощущение, образ мыслей и жизни выдающегося норвежского драматурга, писателя и поэта Юна Фоссе.
Конечно же, браться за пьесу известного драматурга, имя которого во всех скандинавских странах читается как молитва, это ответственный шаг, на который мог решиться режиссёр, сознающий свои силы и меру таланта, отпущенного высшими силами. Иначе никак.
Творческий порыв режиссера Йоэла Лехтонена был поддержан на высоком уровне. Постановка «Имя» на московской сцене – совместный проект ЦДА им. А.А. Яблочкиной и Посольства Королевства Норвегии в Москве.
Несомненно, постановка пьесы Юна Фоссе на московской сцене в театре-лаборатории «Да!» — большой успех и блестящая работа режиссера. Потому что здесь есть тот случай, когда творческие энергии самого театра, постановщика и актеров счастливым образом в одночасье встретились и переплелись. В театре «Да!» приветствуется театральный эксперимент и театральные традиции, поиск нового актёрского языка и молодой режиссуры, здесь главным является личность актера, несущего живое современное слово зрителю. А это уже и идеи, близкие финскому режиссеру и принятые им к реализации в спектакле «Имя». Они, эти идеи, положены и в основу драматургического материала выдающегося норвежца.
Энтузиазм режиссера и его вера в успешное распространение норвежского материала на российском культурном пространстве зиждется на его полной уверенности в том, что северные люди — норвежцы, все скандинавы и русские – похожи по менталитету и другим критериям.
Вечные человеческие ценности и устремления: любовь, ненависть, семья, здоровье, деньги, богатство – понятны каждому человеку без слов. Эти мотивы, объединяющие и разъединяющие героев спектакля, держат зрителя в напряжении с первых же сцен спектакля.


Безусловно, сила и энергетический центр успеха норвежского драматурга в том, что он в своих пьесах говорит о вещах, понятных и близких каждому человеку в любой точке земного шара. «Болевые» точки человечества нащупаны Юном Фоссе, и он их держит под контролем!
Пьеса «Имя» Юна Фоссе – тот благодарный материал, который открывает режиссеру огромное поле деятельности. Здесь простор для режиссерских фантазий: есть где развернуться и развернуть. Текст написан ёмко и таит в себе огромное море невысказанных эмоций, невыплеснутых страстей, неосознанных движений души. Здесь, конечно, важно не растеряться, не уйти в крайности. Например, не задраматизировать излишне какие-то начальные сцены, а сделать их по-европейски стильными и сдержанными, даже изысканными.
Большая режиссерская удача – лаконичность форм и филигранная выстроенность каждой сцены, когда каждое движение и каждое слово актеров наполнены внутренним смыслом и содержанием, скрытой экспрессией и динамикой. Внешне скупыми штрихами мастер, великолепно владеющий языком сцены, рисует нам яркую картину жизни простой норвежской семьи.
Режиссер щедро использует весь арсенал выразительных средств; взгляд, жест, слово. Траектория передвижений актеров по сцене имеет четко очерченный рисунок, со скульптурной точностью вылеплены все позиции актеров на сцене, где каждое движение, каждый поворот тела не случаен.
Слово Юна Фоссе звучит со сцены беспощадно, точно и хлестко. Здесь нет пространных монологов, длинных диалогов. Язык героев предельно прост, он даже где-то бытовой. Реплики – короткие фразы, иные же из которых, повторенные несколькими героями в разных вариациях, помогают зрителю осознать и прочувствовать всю атмосферу на сцене и в жизни.
Необходимо отметить, спектакль «Имя» был экспериментальный: не рассчитан на массового зрителя. И та «своя» публика, тонко чувствующая внутреннее напряжение сцен и диалогов, которые захватили её с первых минут спектакля, буквально не дыша следила за развитием отношений героев и разворачивающимися действиями на сцене.
Собственно о сюжете. В семью, проживающую в маленьком городке на севере Норвегии, возвращается старшая дочь (Юлия Серина). Приезжает вынужденно: девушка беременна, жить не на что. Одна дорога – ехать в родительский дом, который девушка не любит, о чем сообщает несколько раз. Очень житейская ситуация…
Следом приезжает и ее молодой человек (Александр Взметнев), которого явно тяготит перспектива стать отцом. Немудрено: работы нет, денег нет, профессии никакой, перспективы совместного проживания молодых с будущим ребенком весьма туманны. Конечно же, отношения между парой напряжены. Их градус подогревается всеми остальными появляющимися на сцене персонажами: Сестрой (Наталия Иглина), Матерью (Ольга Деревяченко), Отцом (Андрей Кошевой), Бьярне – бывшим другом героини (Владислав Маматенко). Молодым в семье не рады. И всех понять можно. Дочь с довеском – всего лишь «лишний рот» в семье.
Помимо этой ситуации, драматург обнажает много других проблем в семье (и не только в норвежской).
…В спектакле «Имя» все раскрытые режиссером таланты блещут, являя собой торжество русской театральной школы, откуда вышли как сам Йоэл Лехтонен, так и все актеры. Каждый занятый в спектакле выкладывался на сцене в полную мощь. Исполнители играют с огромным эмоциональным накалом, оттого каждая сцена становится наполненной невероятной внутренней энергетикой и напряжением.
Поражает игра актрисы Юлии Сериной! У главной героини были длинные монологи, которые Юлия донесла до зрителей с такой силой и прочувствованностью, что после их завершения в зале стояла абсолютная тишина.
Впрочем, все актеры хороши.
Фоссе — эстет, говорящий со зрителем скупым емким языком, если не сказать словами-символами, в каждом из которых заключены целые города и мегаполисы чувств, ощущений, переживаний. Дойти до них самому — задача думающего зрителя — единомышленника. Режиссер его понял.
Например, герои говорят о норвежской погоде: «Сегодня снова ветер и дождь». Повторение этой реплики разными персонажами и по несколько раз, равно как и других, — это идеальный музыкальный ряд слов, которые несут в себе глубинные смысловые нагрузки. Ветер! Ветер — такой же родной любому норвежцу герой пьесы, как и герои-люди. И он призван выполнить здесь свою очистительную миссию: освежить атмосферу самой Норвегии, жизнь ее граждан, их семей…
Да, сегодня снова ветер и дождь. А значит, в нашу жизнь стучатся прекрасные перемены. Очистительные стихии…

Татьяна Лотос.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x