В ЧЕМ СЕКРЕТ ГОРЬКОГО?

Сегодня 150-летний юбилей Максима Горького.  Это повод задуматься о том, почему его творчество по-прежнему волнует современного читателя все больше и больше. Казалось бы, в его произведениях нет детективной интриги и психологизма Достоевского, романтического мистицизма Булгакова, народной напевности Есенина или откровенной эпатажности Набокова.
И все же с годами «буревестник революции» только набирает популярность и не исключено, что со временем обойдет в читательском рейтинге упомянутых мастеров. В чем секрет Горького? Над этим вопросом размышляет кандидат филологических наук, доцент кафедры мировой литературы Института Пушкина Александр Пашков.

Отношение читателей к Горькому менялось как минимум трижды.
До революции у него была слава модного драматурга, при Советах на него повесили ярлык пролетарского писателя, сделали из Горького «наше всё», сразу после распада СССР к нему стали относиться с прохладцей или даже неприязнью, как и ко всему, что считали советским (хотя и не сбрасывали со счетов окончательно: понимали, что слишком велик масштаб), а сейчас открывают его заново, все чаще сравнивают молодых писателей не с Пушкиным, Достоевским или Булгаковым, а именно с Горьким.

Неизменным остается одно: интерес к личности и творчеству Горького не ослабевает уже на протяжении ста с лишним лет. Горький всегда актуален, но в каждую эпоху его творчество по-новому вписывается в мировоззренческий, общественно-политический и художественный контекст. Немудрено: Горький универсален и парадоксален. Он писал во многих жанрах (повесть, роман, рассказ, стихотворение, сказка, пьеса), обращался к очень разным темам (любовь, революция, предательство, поиски смысла жизни), странным образом соединял романтизм с натурализмом, ницшеанство с христианством, революционные взгляды с гуманизмом.

Такой мировоззренческий и эстетический коктейль подходит для культурного меню любой эпохи: каждый находит в нем оттенок вкуса, отвечающий своим потребностям и пристрастиям. Романтические натуры восхищаются красивыми легендами о Данко («Старуха Изергиль») и Марко («Валашская сказка»), люди, склонные к философским исканиям, вдумчиво читают «Исповедь», те, кто интересуется революцией, независимо от своих взглядов, перечитывают как прореволюционный роман «Мать», так и почти контрреволюционные «Несвоевременные мысли», театралы наслаждаются новаторством Горького-драматурга, любители афоризмов цитируют крылатые фразы из горьковских пьес и стихотворений («Человек – это звучит гордо» из драмы «На дне», «Рожденный ползать летать не может» из «Песни о Соколе», «Ни сказок про вас не расскажут, ни песен про вас не споют» из «Валашской сказки»).

Горький многогранен и всегда дает возможность открыть в нем что-то новое, до сих пор неизвестное нам, – как в человеке, так и в литераторе. Мы с детства привыкли слышать, что Горький – пролетарский писатель и буревестник революции, но мало кто знает, что Горький был собирателем японских нэцкэ или что есть все основания считать его буревестником не только социальной, но и сексуальной революции (прочитайте рассказ «На плотах», повествующий об интимной связи пожилого отца с женой своего молодого сына; или рассказ «Однажды осенью», в котором описан первый сексуальный опыт юного героя с проституткой).

Кроме того, Горький вошел в историю не только как писатель, но и как организатор литературной жизни, общественный деятель, отметившийся множеством благородных начинаний, – от создания в молодые годы издательства «Знание», которое платило молодым авторам (Бунину, Куприну, Андрееву) огромные по тем временам гонорары, до руководства уже на склоне жизни проектом под названием «социалистический реализм» и создания Союза советских писателей, который в условиях 1930-х гг. был делом безусловно благим и полезным для развития отечественной литературы.

Сейчас, в XXI веке, когда популярностью пользуются различные стратегии жизненного успеха, тренинги личностного роста, биография Горького, самого известного self-made man в нашей стране, проделавшего головокружительный путь от бедного юноши без образования до знаменитого, успешного, образованного, обеспеченного человека, который мог себе позволить жить на лучших виллах Италии, должна стать отличным примером для молодежи, мечтающей о карьере, успехе и славе. Недаром для таких востребованных современных авторов, как Захар Прилепин или Сергей Шаргунов, Горький является авторитетом не только в плане мировоззренческом и эстетическом, но, очевидно, и в плане поведенческом и человеческом.

По информации пресс-службы Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x