«ПОДЗЕМНЫЙ ГОРОД» В ПОИСКАХ СТИЛЯ

По словам главного архитектора г. Москвы Сергея Кузнецова, облик станций метрополитена всегда отражал то, что происходило на земле

Поводом для его высказывания стало подведение итогов Открытого международного конкурса, который стартовал 22 ноября 2017 года, на разработку архитектурного облика 2-х станций Большой кольцевой линии Московского метрополитена – «Нагатинский затон» и «Кленовый бульвар». На отборочный тур этого конкурса поступило более 50-ти заявок, 10 из которых представили международные консорциумы, включающие специалистов из Аргентины, Великобритании, Венгрии, Израиля, Италии, Латвии, Нидерландов и Украины.

На первом этапе профессиональным жюри было отобрано 5 финалистов по каждой станции, на основании представленных конкурсантами заявок, портфолио, а также эссе и предлагаемых визуализаций. На втором этапе, который длился 1,5 месяца, участники дорабатывали свои идеи в соответствии с техническим заданием, а затем презентовали проекты на финальном заседании жюри. В итоге победителями стали две московские архитектурные мастерские — «za bor» по станции «Нагатинский затон» и бюро «Archslon» по «Кленовому бульвару».

Станции столичного метрополитена по-прежнему остаются ярким архитектурным феноменом. Это достигнуто в первую очередь, благодаря конкурсам среди специалистов, которые генерируют потрясающие идеи. Сегодняшние финалисты, которые разрабатывали проекты для станций Большой кольцевой линии, не просто предложили интересные концепции, они сумели найти идеальный баланс между технологичностью, экономичностью и идентичностью места, где располагается станция.

Так, мастерская «za bor» представила станцию «Нагатинский затон» в виде музея, посвященного обитателям рек Москвы: ее стены будут украшать гранитные мозаики с изображением 12-и видов рыб.

А бюро «Archslon» в качестве основной идеи использовало близость Усадьбы Коломенское, поэтому, например, форма входной группы наземного павильона станции «Кленовый бульвар» будет напоминать купол церкви. Кроме того, как отметил сооснователь архитектурного бюро «Archslon» Александр Салов, работая над оформлением потолков станции, они стремились создать парадоксальный эффект «неба под землёй». Причем реализовываться эта смелая идея будет с использованием только отечественных материалов: гранит на полу и стенах, алюминиевые и зеркальные панели на потолках.


Генеральный директор АО «Мосинжпроекта» Марс Газизуллин уверен, что обе представленные концепции будут успешно реализованы и эти станции станут «одними из самых ярких жемчужин столичной подземки». Кроме того, по его словам, уже в этом году москвичи смогут увидеть результаты аналогичного конкурса уже воплощенными на станциях Калининско-Солнцевской линии – «Новопеределкино» и «Солнцево».

В дизайне станции «Новопеределкино» использованы мотивы убранства теремов и палат старой Москвы – настенные росписи в виде травяных орнаментов. Что касается «Солнцево», то она станет по-настоящему солнечной: платформу будут освещать «солнечные брызги», которые возникают благодаря отражающим свойствам искусственных источников света, а естественные солнечные лучи будут попадать внутрь павильона сквозь перфорированные металлические листы.

Как неоднократно отмечал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики Марат Хуснуллин, несмотря на рекордные темпы строительства московской подземки, каждая станция московского метро должна быть уникальной: «Это наша позиция. Поэтому мы решили в конструктиве возводить станции по типовым проектам, что сокращает стоимость строительства, но облик каждой станции должен быть индивидуальным. А архитектурные конкурсы помогают найти лучшие дизайн-решения для оформления новых станций».

Сергей ИШКОВ.