ПЕРЕДАЧА РОМАНОВЫХ ЧЛЕНАМ УРАЛСОВЕТА

История создания всемирно известного полотна
Картина «Передача членов семьи Романовых членам Уралсовета» художника Владимира Николаевича Пчелина (1869-1941). Пчелин получил заказ исполнить такую работу в 1927 г. к 10-летию Октября и к 10-й годовщине событий в Екатеринбурге/Свердловске. Неизвестно, оговаривался ли размер картины 3, 3 м х 2,15 м. Думаю, что оговаривалось, что это будет масштабное полотно, под стать свершившемуся в Екатеринбурге в середине 1918 года народному возмездию. Цена – 5 тысяч рублей – оговаривалась. Правда, оплатить заказчики полотна смогли только 4 тысячи рублей и то в 1928 году.
В 1937-м году картину спешно убрали в запасники, т.к. все члены Уралсовета были репрессированы. Шестьдесят лет картина пролежала в запасниках. Хранилась очень небрежно, при перемещении в запасники была сложена наспех. При реставрации картина была искажена до неузнаваемости…
Художник В.Н. Пчелин родился в Киеве в 1869 г. в семье землемера. Учился в Константиновском Межевом институте. Познакомился с П. М. Третьяковым, который посодействовал, чтобы Пчелин поступил в МУЖВЗ. В течение десяти лет учился, его учителями были И. М. Прянишников, В. Е. Маковский, А. Е. Архипов… В 1891–1892 гг. за рисунок с натуры награжден малой серебряной медалью; в 1895 г. за картину «Проигрался» получил звание классного художника. Окончив Московскую школу живописи со званием классного художника он стал учеником И.Е. Репина. Завершив обучение, работал в Париже. Выставлял свои полотна на передвижных выставках. Жена Пчелина – Елизавета Васильевна, дочь – Любовь Владимировна; писал до Октября еще картины «Парижская цветочница», «Молодые у тестя», «Море», «Первый блин», «Домик зимой», «В церкви», портрет жены, портрет дочери, многие другие портретные и жанровые работы. Той известности, которой Пчелин жаждал, картины ему не принесли.
Наступил 1917 год, и художник Пчелин понял, как он писал о себе, что ему не хватает для славы — бурного творчества, сюжетов сильных, историко-революционных.
И он взялся писать такие сильные, историко-революционные полотна: «Казнь Степана Разина», «Покушение на В.И. Ленина», «Кровавое воскресенье», «Казнь Александра Ульянова»», антирелигиозные «Сожжение икон», «Снятие паранджи», портреты советских партийных и государственных деятелей, военных – Троцкого, Каменева, Тухачевского, Ворошилова, Луначарского…
В 1927 году, к десятой годовщине победы революции, нарком внутренних дел РСФСР Александр Белобородов решил отобразить на холсте одно из главных событий своей жизни. Он в 1918 году принимал в Екатеринбурге/Свердловске, будучи председателем президиума Уральского областного Совета, семью Романовых, он подписал решение об их расстреле. Александра Белобородова поддержали другие партийцы, среди них – Филипп Голощекин, Борис Дидковский, которые подписывали знаменитую расписку о приеме «багажа» («груза», как еще называл его Василий Яковлев-Мячин, т.е. царской семьи, как условлено было именовать августейших особ в телеграммах:
«Я, нижеподписавшийся, получил: бывшего царя Николая Романова, бывшую царицу Александру Федоровну, бывшую великую княгиню Марию Николаевну для содержания под стражей…». Уральцы потому и выбрали Пчелина, как художника писать о Романовых, что он был известен тем, что писал о революции, революционерах, мятежниках.
С картины «Передача членов семьи Романовых членам Уралсовета» были сделаны открытки, они сейчас коллекционная редкость, а тогда, в начале 1930-х годов их гуляло по Уралу много.
Одним из замыслов художника было столкновение двух эпох – царской России и новых порядков. На картине 17 фигур. Справа изображена царская семья не в полном составе (три царевны и наследник престола царевич Алексей пропутешествовали под конвоем в Екатеринбург отдельно – В.П.) и два комиссара из сопровождения. Слева – принимающая группа комиссаров Уралсовета: председатель Александр Белобородов, слева от него спиной вполоборота – Голощекин, сзади него заместитель Дидковский, первый комендант дома Ипатьева Авдеев. На заднем плане – литерный поезд Яковлева с вагонами; охранники. Слева – небольшое станционное здание, так как передача раскоронованных венценосцев Романовых происходила на станции «Екатеринбург-Товарный». Пчелин писал картину, постоянно консультируясь с заказчиками. Они описывали станцию Шарташ на окраине Екатеринбурга, паровоз, погоду, одежду императорской семьи, все те детали, которые могли пригодиться Пчелину в его работе. То есть художник создавал картину из словесного портрета очевидцев и участников событий 30 апреля 1918 года карандашом, а потом маслом по холсту. Когда картина была готова, ее отправили в турне по Советскому Союзу. А завершилось путешествие в Екатеринбурге, в том же знаменитом доме Ипатьева. В нем устроили Уральский музей революции.
Как видим, на самом деле передача семьи Романовых происходила так. Уральские комиссары зашли в вагон, оформили акт передачи и увезли царя в Дом Особого Назначения (в знаменитый с тех пор особняк инженера Ипатьева на углу ул. Вознесенской и пер. Вознесенского) на автомобилях. Передача царственных пленников, прибывших литерным поездом из Сибири в красную столицу Урала – творческий вымысел художника В.Н. Пчелина. Об этом отлично знали и сами участники акта передачи царской семьи будущим их палачам, и солдаты из оцепления, и обслуга паровоза. Поезд и вокзал, фрагмент автомобиля слева, солдаты охраны, весь акт передачи августейших особ создает иллюзию достоверности события.
Зачем автор написал акт передачи не в вагоне? Это бы выглядело слишком буднично. На огромном полотне – художественное столкновение двух вражеских групп», так трактовал сюжет историк Виталий Шитов, автор книги-альбома «Дом Ипатьева.
Летописная хроника: 1877-1977». Добавлю, что это и «вынесенная» за пределы вагона встреча будущих жертв и их палачей…
Открытки, выпущенные в начале 1930-х, исчезли из продажи, из оборота в 1937-м, от них постарались избавиться – уничтожить или как можно глубоко запрятать по понятным причинам – на них царь и «враги народа».
А исполнитель заказа уральских вождей В.Н. Пчелин ничуть не пострадал, продолжал творить, в 1937 году получил квартиру на Покровском бульваре, 14, умер перед самой войной за мольбертом. В Москве. В столичной «вечерке» 15 января 1941 года было сообщено, что умер художник В.Н. Пчелин за работой, с кистью в руке…
Долго вглядываюсь в лица действующих лиц на картине, сейчас картина в экспозиции музея города Екатеринбурга. Была ли картина неизбежна в истории столицы Урала?
Была. Царь с момента перемещения из Тобольска в Екатеринбург был обречен. Уральцы хотели, чтобы смерть Николая II произошла где-то по пути от Тобольска и до Екатеринбурга. И только решимость В.В. Яковлева-Мячина, выполнявшего волю Центра, призывавшего уральцев оставить областнические, местнические замашки, сберегло тогда жизнь царю и его семье… Прибыв в Тюмень 27 апреля 1918 года, Яковлев телеграфировал Свердлову, в целях конспирации именуя царскую семью «багажом»: «Только что привез часть багажа. Маршрут хочу изменить по следующим чрезвычайно важным обстоятельствам. Из Екатеринбурга в Тобольск до меня прибыли специальные люди для уничтожения багажа.
«Отряд особого назначения» дал отпор — едва не дошло до кровопролития. – вспоминал позднее Яковлев-Мячин: — Когда я приехал — екатеринбуржцы дали мне намек, что багаж довозить до места не надо. Они просили меня, чтобы я не сел рядом с багажом (Петров). Это было прямым предупреждением, что меня могут тоже уничтожить. Не добившись своей цели в Тобольске, ни в дороге, ни в Тюмени, екатеринбургские отряды решили устроить мне засаду под Екатеринбургом. Они решили, если я им не выдам без боя багажа, то решили перебить нас».
В.В. Яковлев-Мячин выполнил волю Центра, не дал убить царя и семью при перевозке из Тобольска в Екатеринбург. На том этапе жизнь августейших раскоронованных особ была сохранена. Увы, не очень надолго, на 2 месяца и 17 дней…
Впереди было 17 июля 1918 года.
* * *
Имя художника В. Н. Пчелина значится теперь в числе забытых. Картина «Передача членов семьи Романовых членам Уралсовета» (сейчас картина хранится в музее истории Екатеринбурга), к которой постоянно периодически возвращается Урал, Россия, мир, сделали имя создателя этого полотна бессмертным.
Валерий Привалихин.
На илл.: картина В. Н. Пчелина «Передача членов семьи Романовых членам Уралсовета» 30 апреля 1818 г. поезд из Тюмени с Николаем II, императрицей Александрой Федоровной и вел. княжной Марией Николаевной прибыл на станцию Екатеринбург- II. Здесь пленники были переданы комиссаром В. Яковлевым представителям Уральского областного совета, что запечатлено на картине Пчелина В. Н. На ней (слева направо): Авдеев А. Д.— первый комендант Дома Особого Назначения, Голощекин Ф. И,—член Уралобкома, Белобородов А Г.— председатель Уралобкома. Дидковский Б. Б.—член Уралсовета, Яковлев В. В., Николай II, Александра Федоровна, Гузаков П. В.— помощник В. Яковлева, Мария Николаевна—дочь Николая II.; красные вожди Урала.