ЖЕЛТЫЕ ЖИЛЕТЫ

Париж, суббота, 1 декабря. Страшно: горящие машины, разбитые витрины, падающая под ударами манифестантов позолоченная ограда сада Тюильри. Святыня французов – Триумфальная арка, ставшая местом жесточайшей стычки демонстрантов и полиции, залитая краской и разрисованная граффити.

«Желтые жилеты» и затесавшиеся в их ряды погромщики, компрометирующие протестное движение, получали одинаковые удары дубинками от полицейских, то и дело раздавались звуки выстрелов, женские крики, ругань, звон падающих на асфальт оконных стекол. Демонстрантов разгоняли брандспойтами – некоторые из них не убегали, а срывали с себя желтые жилеты и куртки, становились на колени, раскидывали руки и принимали струи ледяной воды грудью. Кураж? Отчаяние? Наверное, и то и другое. По-зимнему свежий воздух к вечеру превратился в жуткую смесь гари и слезоточивого газа. Только во французской столице в результате столкновений было ранено около 100 человек, в том числе 14 сотрудников правоохранительных органов. Было проведено 287 арестов.

Стражи порядка измучены и растеряны: «Это анархия! Мы недостаточно многочисленны и нас подвергают опасности».

И это при том, что по стране мобилизовано 66 тысяч полицейских и жандармов.

Не лучше дела обстоят и в других городах Франции.

Мирные демонстрации в Марселе – демонстранты требовали изменения государственной политики – к вечеру переросли в потасовки и грабеж, погромщики (без желтых жилетов) подожгли полицейскую машину, ограждения строительных площадок, мусорные баки, разорили магазин FNAC и уничтожили рождественские украшения на вокзале Сен-Шарль. Закончился день разгоном манифестантов при помощи слезоточивого газа.

фото Алана Жокарда

В Сент-Этьене демонстрация тысячи желтых жилетов тоже была скомпрометирована погромщиками, которые пытались ворваться в супермаркет и были остановлены полицией, также применившей слезоточивый газ.

Ожесточенные столкновения вспыхнули в ходе демонстрации в Туре. По мнению сотрудников префектуры, к 1300 демонстрантам примазалась сотня погромщиков, начавших ломать брусчатку и кидать в полицейских бутылки с кислотой. В результате тридцать человек получили ранения и у одного демонстранта была оторвана рука.

Деградировал митинг « желтых жилетов » и в Ле-Пюи-ан-Веле, там погромщики бросили в здание Префектуры Верхней Луары «коктейли Молотова» и устроили пожар.

Министр внутренних дел Франции Кристоф Кастаньер рассматривает возможность ввода чрезвычайного положения.

А находящийся в Аргентине на саммите «Большой двадцатки» президент Эммануэль Макрон заявил: «То, что произошло, не имеет ничего общего с мирным выражением оправданного гнева. Ни одна цель не может оправдать подобные действия. Виновные хотят хаоса. Они предают дело, которому служат. Они будут найдены и привлечены к ответственности. Я всегда буду уважать протесты, но я никогда не соглашусь на насилие».

Эмоционально отреагировали на происходящее в стране лидеры оппозиционных политических партий Франции. Президент партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен попросила президента, «позволившего ситуации обостриться в невероятных пропорциях», принять лидеров оппозиционных политических партий сразу после его возвращения из Аргентины.

Лидер правоголлистской партии «Вставай, Франция» Николя Дюпон-Эньян требует отставки министра внутренних дел Кастаньера – «неспособного» и «манипулятора» – и обвиняет в происходящем хаосе власть: «Правительство каждую субботу допускает насилие и жестокость, тогда как достаточно было не позволить погромщикам дойти до Елисейских полей».

С ним согласен его политический противник Жан-Люк Меланшон, возглавляющий партию «Непокорная Франция». Он возмущен жесткостями, которым подверглись мирные демонстранты на площади Звезды и тоже считает, что правительству угодно происходящее, так как оно хочет разыграть «карту страха».

Премьер-министр Франции Эдуард Филипп поздним вечером в субботу приехал в комиссариат 17 округа столицы, чтобы лично поблагодарить стражей порядка за проявленную стойкость. Нервно заламывая кисти рук и переплетая пальцы, он сказал: «Страшные картины, которые видели мы, не идут ни в какое сравнение с тем, что видели вы. Вы проявили стойкость и я хочу вас искренно поблагодарить».

Французские полицейские действительно всегда проявляют стойкость, хотя жизнь у них совсем не простая: старые служебные машины, зарплаты – маленькие, а риск для жизни – большой. В некоторые кварталы, где царят вооруженные смуглые каиды и наркоторговцы, они и заходить порой не решаются.

А как обстоит дело у остальных французов? Да так же! Не от хорошей жизни сотни тысяч людей по всей стране выходят на улицы. Вот, к примеру, какие «новогодние подарки» правительство для них уже приготовило:

– в 2019 году технический контроль машины будет стоить на 23% дороже;

– газ подорожает на 7%;

– банковские сборы на 13%;

– штрафы за просроченную парковку вырастут на 130%;

– цена на абонемент на велибы (велосипеды, предоставляемые горожанам мэрией) повысится на 30%;

– автомобильное топливо на 12%.

Причем президент Макрон еще недавно пытался убедить французов, что повышение цен на автомобильное топливо задумано в их же интересах. Дескать, на полученные деньги будут проводиться разработки в области экологически чистого топлива и возобновляемой энергетики. Чем и вызвал взрыв недовольства и распространение движения «желтых жилетов».

Вообще, с начала своего мандата президент Макрон уже неоднократно вводил своих избирателей в состояние шока. Когда со скандалом отправил в отставку начальника Генерального штаба генерала Пьера де Вилье, любимца французских военных и защитника интересов армии. Когда разгорелся скандал из-за его приближенного Александра Беналла, чьи функции при президенте до сих пор не совсем ясны. Этот марроканский выходец 27 лет был замечен журналистами на первомайской протестной демонстрации на площади Контрэскарп. Одев полицейский шлем, – на что он не имел права, – Беналла развлекался, избивая ногами демонстранта. Увидев, что его снимают, помощник президента скрылся, но журналисты провели расследование и выяснили, что Беналла был обеспечен бесплатным жильем в элитном районе, машиной с водителем и зарплатой в 10 тысяч евро. И что он, не имея права на ношение оружия, позировал со своими приятелями в кафе, «в шутку» приставив пистолет к виску официантки. Тогда Эммануэль Макрон публично выступил, заявив, что Беналла «не был его любовником», но эта деталь ничуть не успокоила избирателей. Любовник или нет, но в окружении президента находился настоящий бандит.

А если заглянуть в недавнее прошлое президента, то там тоже можно найти нелицеприятный факт.

Именно при содействии Эммануэля Макрона в его бытность заместителем генерального секретаря при президенте Олланде, крупная французская компания «Альстом» была продана американскому гиганту «Дженерал электрик».

Вот что сказал по этому поводу депутат от партии республиканцев Пьер Леллюш: «Я не забуду, как он (Макрон), будучи заместителем генерального секретаря в Елисейском дворце и министром экономики, возглавил уничтожение украшений нашей французской̆ индустрии. Например, расчленение «Альстома».

Этой сделке всячески противился тогдашний министр экономики Арно Монтебур, заботившийся о защите рабочих мест во Франции. Он даже добился декрета, запрещающего продажу, но Эммануэль Макрон вышел победителем. Вскоре «Дженерал электрик» объявила о сокращении более 5 тысяч рабочих мест в Европе, около 800 из них приходилось на Францию, о чем в прессе почти не говорилось.

Французов часто обвиняют в излишнем темпераменте: дескать, чуть что не так, и они уже выходят на улицы протестовать. Да, этот народ, прошедший через столько революций, и сейчас тяготеет к революционным традициям, но, право, происходящее во Франции несправедливо по отношению к самым широким слоям населения. И дело не только в росте цен, отсутствии безопасности во многих кварталах французских городов и безработице. Дело в увеличивающемся разрыве между политическими элитами и простыми гражданами. Они уже давно не понимают друг друга, и не слышат друг друга. И об этом очень точно сказал лидер республиканцев Лоран Вокье: « Как президент мог довести страну до такого напряжения?! Нежелание президента услышать французов и протянуть им руку создало очень тревожную ситуацию».

Рядовых французов возмущают привилегии, которыми пользуются французские политики: великолепные апартаменты, путешествия, дорогущие рестораны из престижного кулинарного гида «Мишлен» в каждый обеденный перерыв, пенсии больше 10 тысяч евро. Во-первых, эта «дольче вита» оплачивается из кармана налогоплательщиков, а во-вторых, она полностью отрывает политиков от реальности и не способствует их активной работе. Порой у французов даже создается впечатление, что чиновники действуют во вред собственному народу. Чего стоит пример с пенсиями выходцам из Алжира, вернувшимся к себе на родину. Ежегодно Франция выплачивает им 1 миллиард евро. Но дело в том, что многие бенефициары уже давно скончались, а их пенсии получают дети или даже внуки. Алжирские труженики стали бессмертными, счет на столетних пенсионеров в Алжире идет на десятки тысяч! А все потому, что французские чиновники не смогли решить примитивную проблему регулярной проверки, которая существует для французских выходцев в других странах. В Австралии, например, французские пенсионеры регулярно должны являться во французское консульство, чтобы власти могли удостовериться в том, что они живы. Почему же не ввести подобную систему в Алжире? Французские чиновники молчат, а из казны ежегодно утекают сотни миллионов евро. А каково французским пенсионерам, отработавшим 40 лет, смотреть на приезжающих во Францию пожилых людей, которые, не заплатив ни гроша в ее казну, не проработав в ней ни дня, автоматически получают пенсию более тысячи евро? А медицинская помощь беженцам, которая ежегодно обходится Франции в 3 миллиарда евро? Французы гуманны и щедры, они понимают, что беженцы прошли через страшные испытания и заслуживают человеческого отношения, но они не могут понять, почему политики благодетельствуют приезжих за их счет, сокращая их пенсии и повышая цены, пошлины и налоги. Они считают, что их предают.

Недавно в издательстве Талландье была выпущена любопытная книга под названием «Республика предателей, от 1958 года до наших дней». Ее автор Жан Гарригес вспоминает все случаи предательств на пути к президентскому креслу, на которые шли французские политики: в 1979 году Миттеран избавился от Мишеля Рокара на конгрессе в городе Мец; перед выборами 1995 года Балладюр покинул давнего друга Ширака; в ходе предвыборной гонки в 2007 году испортились отношения между Шираком и Саркози, знавших друг друга 30 лет. Последний в списке автора нынешний президент Макрон, предавший своего наставника Франсуа Олланда. Жан Гарригес утверждает: «Предательство – это проводник политической жизни под Пятой республикой, незаменимая ступенька для восхождения на Елисейские высоты. Тем более, что, как говорится в пословице, «на пути предательства есть всего лишь одна река стыда, которую надо пересечь».

 

Если предательство в среде французских политиков дело привычное и допустимое, то предательство собственного народа является преступлением, за которое рано или поздно придется отвечать. Происходящее ныне во Франции – лучшее этому доказательство.

По мнению нового лица французских правых Лорана Вокье, из создавшейся ситуации есть только один выход: вернуть слово французам, провести консультации и референдум по всем вопросам, принятым президентом республики, включая повышение пошлин. Политик утверждает: «Эммануэль Макрон вырастет, если признает, что совершил ошибку и ее исправляет».

А пока Париж и многие французские города бурлят и на стенах красивых османовских домов еще долго будут видны надписи, сделанные доведенными до отчаяние манифестантами в адрес власть придержащих: «Вы искали дерьмо – вы его получили».

 

 

 

Ольга СЕМЕНОВА, Париж.

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x